Россияне стали реже давать милостыню и чаще жертвовать деньги «по воздуху»

27 Марта 2020

В условиях сложной эпидемиологической обстановки доля цифровых каналов для осуществления пожертвований продолжит расти, а число людей, делающих пожертвования, сократится в ближайший год примерно на треть. 

Число россиян, жертвующих деньги на благотворительность, за год сократилось. Изменились и способы, которыми предпочитают совершать пожертвования: за четыре года милостыню на улице стали давать в два раза реже, а пользоваться дистанционными, цифровыми каналами (например, банковскими переводами) – чаще. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в феврале 2020 года*.  

По сравнению с прошлым годом доля россиян, совершающих благотворительные пожертвования, сократилась с 57% до 38%. Почти в два раза уменьшилось число тех, кто часто делает пожертвования (47% – в 2019 году, 25% – в 2020). При этом число россиян, делающих единичные пожертвования, остается практически без изменений на протяжении последних четырех лет (в 2020 году – 13%, в 2016 – 10%).   

Более активными благотворителями являются женщины. Они чаще мужчин делают регулярные благотворительные пожертвования (29% против 20%). Также регулярные пожертвования чаще совершают люди с высоким уровнем дохода (34% против 25% в среднем по России) и высшим образованием (30%). 

За четыре года значительно изменились предпочтения россиян относительно способов, которыми они осуществляют благотворительные пожертвования. Так, доля опрошенных, которые выбирают с этой целью банковские переводы, выросла более чем вдвое с 2016 года (с 10% до 23%), а доля тех, кто подает милостыню на улице, за четыре года более чем вдвое сократилась (32% в 2020 году, 70% в 2016).  

Наиболее популярным способом благотворительности среди россиян по данным 2020 года является передача вещей, одежды или продуктов питания нуждающимся (39%). Другие часто используемые способы – отправка СМС на короткий номер и пожертвования в специальные ящики (их предпочли 32% и 27% опрошенных соответственно). 

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований, Аналитический центр НАФИ:

«В ситуации с распространением коронавируса можно ожидать общего снижения уровня благотворительности при увеличении доли дистанционных каналов. Раньше на пожертвования людей побуждали люди на улицах, баннеры, организации – например, пожертвование предлагалось сделать на кассе в продуктовом магазине. Сейчас такая активность снижается. А учитывая возможные экономические последствия в виде падения доходов населения, можно прогнозировать дальнейший спад благотворительной активности».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование


«Каким способом Вам приходилось делать благотворительные пожертвования?»*, в % от тех, кто делал благотворительные пожертвования за последний год

  2016 2018 2019 2020
Подавали милостыню на улице 70 64 60 32
Жертвовали деньги в специальные ящики 36 38 26 27
Отправляли СМС-сообщение на короткий номер 35 31 27 32
Делали банковский перевод  10 9 14 23
Переводили деньги через терминалы оплаты 3 2 4 5
Использовали электронные деньги 7 <1 2 -
Передавали вещи, одежду или продукты нуждающимся - - - 39
Другим способом 7 11 4 5

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа



*Всероссийский опрос Аналитического центра НАФИ проведен в феврале 2020 г. Опрошено 1600 человек старше 18 лет в 136 населенных пунктах в 50 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. Форма опроса: личные (face-2-face) интервью с использованием планшетов.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

75% молодых россиян сталкивались с оскорблениями или грубостью в интернете в свой адрес
21 Ноября 2022
Три четверти (75%) молодых россиян сталкивались с оскорблениями или грубостью в свой адрес при общении в интернете, а каждый третий (31%) признается, что иногда оскорбляет собеседников сам. При этом юноши почти вдвое чаще девушек позволяют себе грубость в сети (40% против 24%).
8 из 10 россиян любят рыбалку
29 Октября 2022
8 из 10 россиян (79%) любят рыбалку: одни ходят ловить рыбу довольно часто, другие – иногда, а третьи только мечтают посидеть с удочкой на берегу водоема. За последние 5 лет более половины жителей нашей страны (56%) занимались рыбной ловлей, а самые активные рыболовы живут в Южном федеральном округе. 
Спецпроект «Формирование инклюзивной среды в России»
18 Октября 2022
Спецпроект «Формирование инклюзивной среды в России» – это масштабное социологическое исследование доступности сферы услуг и рынка труда для людей с инвалидностью. В спецпроекте представлены уникальные социологические данные, полученные с помощью личных опросов людей с инвалидностью, работодателей, представителей бизнеса и экспертов.

Портрет современного вожатого
7 Октября 2022

После отдыха в лагере дети вспоминают не только мероприятия, но и своего отрядного вожатого – его поступки, поддержку, отношение к ним и его образ в целом. Для кого-то этот человек становится примером для подражания, ориентиром, наставником, помогает проявить себя. А кого-то он даже мотивирует идти в вожатскую профессию.

Используемые методы