Россияне стали реже давать милостыню и чаще жертвовать деньги «по воздуху»

27 Марта 2020

В условиях сложной эпидемиологической обстановки доля цифровых каналов для осуществления пожертвований продолжит расти, а число людей, делающих пожертвования, сократится в ближайший год примерно на треть. 

Число россиян, жертвующих деньги на благотворительность, за год сократилось. Изменились и способы, которыми предпочитают совершать пожертвования: за четыре года милостыню на улице стали давать в два раза реже, а пользоваться дистанционными, цифровыми каналами (например, банковскими переводами) – чаще. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в феврале 2020 года*.  

По сравнению с прошлым годом доля россиян, совершающих благотворительные пожертвования, сократилась с 57% до 38%. Почти в два раза уменьшилось число тех, кто часто делает пожертвования (47% – в 2019 году, 25% – в 2020). При этом число россиян, делающих единичные пожертвования, остается практически без изменений на протяжении последних четырех лет (в 2020 году – 13%, в 2016 – 10%).   

Более активными благотворителями являются женщины. Они чаще мужчин делают регулярные благотворительные пожертвования (29% против 20%). Также регулярные пожертвования чаще совершают люди с высоким уровнем дохода (34% против 25% в среднем по России) и высшим образованием (30%). 

За четыре года значительно изменились предпочтения россиян относительно способов, которыми они осуществляют благотворительные пожертвования. Так, доля опрошенных, которые выбирают с этой целью банковские переводы, выросла более чем вдвое с 2016 года (с 10% до 23%), а доля тех, кто подает милостыню на улице, за четыре года более чем вдвое сократилась (32% в 2020 году, 70% в 2016).  

Наиболее популярным способом благотворительности среди россиян по данным 2020 года является передача вещей, одежды или продуктов питания нуждающимся (39%). Другие часто используемые способы – отправка СМС на короткий номер и пожертвования в специальные ящики (их предпочли 32% и 27% опрошенных соответственно). 

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований, Аналитический центр НАФИ:

«В ситуации с распространением коронавируса можно ожидать общего снижения уровня благотворительности при увеличении доли дистанционных каналов. Раньше на пожертвования людей побуждали люди на улицах, баннеры, организации – например, пожертвование предлагалось сделать на кассе в продуктовом магазине. Сейчас такая активность снижается. А учитывая возможные экономические последствия в виде падения доходов населения, можно прогнозировать дальнейший спад благотворительной активности».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование


«Каким способом Вам приходилось делать благотворительные пожертвования?»*, в % от тех, кто делал благотворительные пожертвования за последний год

  2016 2018 2019 2020
Подавали милостыню на улице 70 64 60 32
Жертвовали деньги в специальные ящики 36 38 26 27
Отправляли СМС-сообщение на короткий номер 35 31 27 32
Делали банковский перевод  10 9 14 23
Переводили деньги через терминалы оплаты 3 2 4 5
Использовали электронные деньги 7 <1 2 -
Передавали вещи, одежду или продукты нуждающимся - - - 39
Другим способом 7 11 4 5

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа



*Всероссийский опрос Аналитического центра НАФИ проведен в феврале 2020 г. Опрошено 1600 человек старше 18 лет в 136 населенных пунктах в 50 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. Форма опроса: личные (face-2-face) интервью с использованием планшетов.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Чужой пример заразителен: интернет-отзывы мотивируют россиян покупать
19 Ноября 2021

Отзывы в интернете становятся одним из ключевых инструментов продвижения на рынке: 71% россиян, приобретающих товары онлайн, ориентируются на мнение других покупателей, а треть (35%) сами оставляют отзывы на свои покупки. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ. 


НАФИ и Google выяснили, как цифровые платформы помогают развивать креативное предпринимательство в России
10 Ноября 2021

Большинство креативных предпринимателей (82%) считают цифровые платформы – в первую очередь, Instagram, ВКонтакте, YouTube – эффективными инструментами для развития и увеличения прибыльности бизнеса. Таковы результаты всероссийского исследования о вкладе цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства в России.


Чистые воздух, вода и почва – «три кита» хорошей экологии по мнению россиян
27 Октября 2021

Национальный проект «Экология» входит в число нацпроектов, о которых россияне осведомлены лучше всего. Каждый третий россиянин слышал о реализации в их регионе программ по защите природы и улучшению экологической ситуации. Экологическая осознанность общества влияет на деятельность крупных организаций, и соответствие компаний ESG-критериям (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление) становится приоритетом. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ. 



За пандемию россияне увеличили расходы на товары для домашних животных
4 Октября 2021

В пандемию россияне увеличили расходы на содержание домашних животных – стали покупать для них больше товаров (аксессуаров, наполнителей, одежды и пр.). При этом расходы на услуги ветеринаров сократились.

Используемые методы

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.