Россияне стали меньше рассчитывать на помощь друзей и родственников при проблемах с выплатой кредитов

2 Сентября 2019

Половина россиян (48%) сообщили, что когда-либо лично испытывали сложности с выплатой кредита, либо с подобной ситуацией сталкивались их родственники или знакомые. Для решения финансовых проблем с выплатой кредита россияне в первую очередь обратятся к друзьям или родственникам. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2019 года.*

Число россиян, которые отметили, что столкнулись с трудностями при выплате кредита лично или с такими трудностями столкнулись их родственники/знакомые, за последний год не изменилось. 16% россиян лично сталкивались с подобными сложностями. 24% опрошенных отметили, что проблемы с возвратом кредита затронули их родственников, 18% – знакомых. При этом каждый второй россиянин (48%) ответил, что ни он, ни его окружение не испытывали трудностей при выплате кредитов.

Чаще всего с финансовыми затруднениями при выплате кредита сталкивались люди рабочих профессий (22%), с невысоким доходом (24%), а также россияне 35-44 лет (23%).

При ухудшении финансового положения и невозможности выплатить кредит россияне вероятнее всего обратятся за помощью к друзьям или родственникам (43%), при этом доля тех, кто выбрал этот вариант ответа, сократилась по сравнению с прошлым годом на 6 п.п. Каждый четвертый (27%) попросит отсрочку платежа или увеличение срока кредита в банке, где оформлен кредит.

Еще 6% для погашения задолженности возьмут кредит в другом банке. Небольшое число россиян попросят ссуду у работодателя (3%), обратятся за помощью в государственные органы (2%) – социальные учреждения, администрацию города или полицию – или организации, которые могут помочь решить вопрос с задолженностью в банке (2%).

На помощь друзей и родственников чаще других рассчитывает молодежь в возрасте от 25 до 34 лет (53%), а также население с низким уровнем дохода (51%). Жители городов-миллионников (36%), россияне в возрасте от 45 до 59 лет (35%) предпочтут обратиться в банк за отсрочкой платежа или пролонгацией кредита.

Всеволод Хоменко, руководитель проектов в сфере финансовых исследований Аналитического центра НАФИ:

«В решении своих финансовых трудностей россияне рассчитывают преимущественно на себя, свою семью и близких. Другие коммерческие или государственные институты, как правило, не выступают в качестве доступного источника помощи, в том числе в кризисной ситуации.

Наблюдаемое уменьшение доли тех, кто при сложностях с выплатой кредита обратится за помощью к родственникам и друзьям, происходит за счет увеличения числа тех, кто не знает, куда обратиться в такой ситуации. Это связано во многом со снижением благосостояния населения, при котором сокращается и возможность привлечения средств от ближайшего социального окружения».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий:


«Вспомните, приходилось ли Вам, вашим родственникам или знакомым сталкиваться с финансовыми затруднениями при выплате кредитов?»*, в % от всех опрошенных

  2018 2019
Да 44 48
Нет 56 52

 



*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в июне 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Как сохранить деньги в кризис: россияне назвали самые надежные и выгодные способы вложений
2 Апреля 2020

В нестабильной экономической обстановке приобретение недвижимости, открытие счета в государственном банке и покупка золота представляются россиянам наиболее надежными и выгодными способами вложений. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2020 года. 


Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет
4 Марта 2020
Большинство россиян знакомы с технологией бесконтактных платежей. Растет доля тех, кто платит за товары и услуги при помощи смартфона, чаще всего это люди молодого и среднего возраста. Часть опрошенных считают бесконтактные платежи удобным, но небезопасным способом оплаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.
Лояльность россиян к банкам падает четвертый год подряд
13 Февраля 2020
C 2016 по 2020 год индекс лояльности россиян к основному банку (NPS) снизился более чем в восемь раз: с 43 до 5 пунктов. Только за прошлый год индекс упал почти в три раза. Растет доля клиентов, не готовых рекомендовать свой банк родственникам и знакомым. Аналитический центр НАФИ представляет ежегодное исследование уровня потребительской лояльности на розничном рынке банковских услуг.
Только 7% россиян знают уровень инфляции
4 Февраля 2020
Большинство россиян (67%) за последний год отметили рост цен на товары и услуги, который негативно отразился на благосостоянии их семьи. 41% россиян знают, что означает термин «инфляция», при этом уровень инфляции, близкий к официальному значению Банка России, смогли назвать только 7% россиян. 

Используемые методы