Россияне стали чаще откладывать деньги «на старость»

28 Октября 2019

Сегодня сбережения имеет каждый третий россиянин (31%)*. Средняя сумма, которую россияне считают сбережениями, составляет 100 000 рублей. Аналитический центр НАФИ провел всероссийское исследование, чтобы изучить цели, на которые россияне делают сбережения**. Уменьшилось число тех, кто копит средства на отдых. При этом больше россиян стали откладывать деньги на крупные покупки – недвижимость или автомобиль, а также «на старость».

Россияне, имеющие накопления, чаще всего копят без определенной цели, «про запас», при этом за два года доля делающих накопления «про запас» сократилась с 52% до 43%.

Россияне стали чаще откладывать средства «на старость»: в 2019 году это вторая по популярности цель накоплений (25%, рост на 9 п.п. по сравнению с 2017 годом).

Сократилась доля россиян, которые копят на отдых: в 2017 году 26% имеющих накопления сберегали на отдых, в 2019 году их число сократилось до 20%. Чаще на отдых откладывают жители российских столиц (32%). Сельские жители, напротив, делают это реже других (14%).

Выросло число россиян, откладывающих деньги на крупные покупки, такие как недвижимость (9% в 2017, 16% в 2019) или автомобиль (4% в 2017, 12% в 2019). На ремонт квартиры или дома копят 17% россиян, имеющих сбережения.

Больше россиян стали копить на образование (свое и близких): 14% в 2019 году, 7% в 2017. При этом по результатам предыдущих исследований НАФИ, число россиян, которые экономят на образовании, в 2019 году выросло по сравнению с 2017-2018 годами***.

9% россиян копят деньги на покупки дорогих вещей, которые они не могут позволить себе сразу (мебель, бытовая техника).

Всеволод Хоменко, руководитель проектов в сфере финансовых исследований Аналитического центра НАФИ:

«То, что россияне (и в особенности граждане предпенсионного и пенсионного возраста) стали чаще откладывать деньги именно на старость, может объясняться снижением покупательной способности населения, вследствие чего сократился ресурс привлечения помощи детей и социального окружения в целом. Также это может быть связано с изменениями, связанными с пенсионной реформой – люди стали меньше рассчитывать на помощь извне и больше полагаться на себя.

Также примечательна динамика, связанная с накоплениями на образование. Наши предыдущие исследования показали, что в 2019 году по сравнению с 2017-2018 годами больше россиян в целом стали экономить на образовании. При этом те россияне, у которых есть накопления, стали откладывать деньги на образование чаще. Это может свидетельствовать о том, что образование сегодня становится менее доступным, в какой-то степени элитарным».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Всеволода Хоменко, руководителя проектов в сфере финансовых исследований Аналитического центра НАФИ

«Для каких целей Вы (Ваша семья) откладываете, копите деньги?»*, в % тех, у кого есть накопления

  2017 2019
На всякий случай, про запас 52 43
На старость 16 25
На отдых 26 20
На ремонт квартиры, дома 18 17
На покупку недвижимости 9 16
На образование (свое и своих близких) 7 14
На покупку автомобиля 4 12
На покупку дорогих вещей (мебель, бытовая техника, одежда и т.п.), которые не могу купить сразу 13 9

* Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа


*Пресс-релиз «Четверть россиян считают, что сейчас хорошее время для сбережений», 24.10.2019, https://nafi.ru/analytics/chetvert-rossiyan-schitayut-chto-seychas-khoroshee-vremya-dlya-sberezheniy...
** Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
*** Пресс-релиз «Россияне стали больше экономить на образовании и медицине», 10.10.2019, https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-bolshe-ekonomit-na-obrazovanii-i-meditsine/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет
4 Марта 2020
Большинство россиян знакомы с технологией бесконтактных платежей. Растет доля тех, кто платит за товары и услуги при помощи смартфона, чаще всего это люди молодого и среднего возраста. Часть опрошенных считают бесконтактные платежи удобным, но небезопасным способом оплаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.
Лояльность россиян к банкам падает четвертый год подряд
13 Февраля 2020
C 2016 по 2020 год индекс лояльности россиян к основному банку (NPS) снизился более чем в восемь раз: с 43 до 5 пунктов. Только за прошлый год индекс упал почти в три раза. Растет доля клиентов, не готовых рекомендовать свой банк родственникам и знакомым. Аналитический центр НАФИ представляет ежегодное исследование уровня потребительской лояльности на розничном рынке банковских услуг.
Только 7% россиян знают уровень инфляции
4 Февраля 2020
Большинство россиян (67%) за последний год отметили рост цен на товары и услуги, который негативно отразился на благосостоянии их семьи. 41% россиян знают, что означает термин «инфляция», при этом уровень инфляции, близкий к официальному значению Банка России, смогли назвать только 7% россиян. 
Портрет заемщика: кто в России чаще всего берет кредиты?
16 Января 2020
Кредитными продуктами (кредит в банке, кредитная карта, займ) сегодня пользуется каждый третий россиянин (33%). Кредитная активность во многом определяется семейным и трудовым статусом человека. Активнее других берут кредиты семьи с детьми и матери-одиночки, а реже всего – неработающие пенсионеры. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.



Используемые методы