Россияне стали больше экономить на образовании и медицине

10 Октября 2019

Большинство россиян по-прежнему отмечают рост цен на товары и услуги, но по сравнению с прошлым годом выросло число тех, кто считает такой рост незначительным. В 2018 году опрошенные чаще всего говорили о росте цен на бензин, в этом году – о росте стоимости коммунальных услуг. В сравнении с 2015 годом россияне стали больше экономить на образовании и медицине. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2019 года*.

Более трети россиян (36%) заявили о высоком росте цен за последние два месяца. 40% считают рост цен умеренным. Каждый пятый (18%) отметил, что рост на товары и услуги в последнее время был незначительным.

В целом о росте цен сказали 76% россиян (сумма ответов «высокий» и «умеренный»), это самый низкий показатель за последние пять лет. В 2018 году доля тех, кто дал такой ответ, составила 86%, в 2017 – 80%, а в 2015 – 90%.

О высоком росте цен в течение последних двух месяцев чаще всего говорили люди старше 60 лет (43%), а также люди с уровнем дохода ниже среднего (50%).

В 2019 году россияне чаще всего отмечали рост цен на коммунальные услуги (77%) и на бензин (69%). В прошлом году о росте цен на бензин говорили 88% опрошенных. Из продуктов питания заметнее всего, по мнению россиян, подорожали мясо и мясные продукты (69%). Также 62% россиян отметили рост цен на молочную продукцию, 60% – увеличение стоимости хлебобулочных изделий.

Из-за нехватки денег россияне чаще экономили на отдыхе: об этом сказали 46% опрошенных. По сравнению с 2015 годом россияне стали меньше экономить на продуктах питания (20% в 2015, 11% в 2019), развлечениях (38% в 2015, 29% в 2019), покупке одежды (39% в 2015, 21% в 2019) и предметов домашнего обихода (30% в 2015, 18% в 2019). При этом заметно выросло число россиян, которые экономят на медицине (22% в 2015 и 2017, 27% в 2019) и образовании. Так, в 2015 году об экономии на образовании для детей и взрослых членов семьи говорили по 6% россиян, в 2018 году – по 4%, а в 2019 году – по 10% и 9% соответственно.

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Уровень обеспокоенности ростом цен в 2019 году самый низкий за последние годы, хотя, например, тарифы ЖКХ в этом году повышались дважды – в январе и июле. Доля россиян, которые экономят, отказываясь от поездок на отдых или к родственникам, продолжает расти. И, если такие поездки относятся к нерегулярным тратам, экономия на которых не очень заметна, то сокращение расходов на образование и медицину – тенденция неприятная, имеющая долгосрочные последствия. Меняющиеся экономические условия и современный рынок труда требуют постоянного повышения уровня знаний и компетентности, а этого не достичь без постоянного обучения и хорошего здоровья – важнейших составляющих человеческого капитала».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Елены Никишовой, руководителя направления социальных исследований Аналитического центра НАФИ

«Как бы Вы оценили рост цен в течение последних двух месяцев?», в % от всех опрошенных

  2015 2017 2018 2019
Значительный 66 38 46 36
Умеренный 28 42 42 40
Незначительный 4 12 8 18
Затрудняюсь ответить 2 8 4 6
*Всероссийский опрос НАФИ проведен в августе 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Большие расходы россиян на лекарства – одна из главных проблем системы здравоохранения
28 Декабря 2020

Ключевыми проблемами системы здравоохранения жители российских городов считают недостаточную компенсацию расходов на лечение людей с редкими болезнями, недофинансирование научных разработок в области создания лекарств и вакцин и низкую доступность медицинских услуг – прежде всего для маломобильных групп граждан. Благотворительные организации, по их мнению, важны, но недостаточно влиятельны для решения фундаментальных проблем здравоохранения. Таковы результаты совместного исследования АГО «Форум Доноров» и Аналитического центра НАФИ.


Благотворительные организации в сфере образования помогают не всем
23 Декабря 2020

Большинство жителей российских городов понимают роль благотворительных организаций в решении проблем образования. Но россияне считают, что работа таких организаций имеет большее значение в устранении частных (потребности отдельных учащихся или учебных заведений в поддержке и др.), а не фундаментальных проблем. Таковы результаты совместного исследования АГО «Форум Доноров» и Аналитического центра НАФИ. 


Россияне готовы доплатить за гуманное содержание кур-несушек
22 Декабря 2020

Большинство россиян уверены, что куры-несушки на птицефабриках содержатся в плохих условиях, и заявляют о важности гуманного отношения к ним. Многие готовы платить больше за яйца от кур бесклеточного содержания. Таковы результаты совместного исследования организации «Открытые клетки» (проведено в рамках кампании «Скрытая цена яиц») и Аналитического центра НАФИ.  


Большинство российских мужчин считают, что обладают качествами «настоящего мужчины»
19 Ноября 2020

В преддверии Международного мужского дня Аналитический центр НАФИ провел всероссийское исследование, чтобы изучить отношение к образу «настоящего мужчины». По мнению российских мужчин, мужественность и ответственность – главные черты, которые должны быть у «настоящего мужчины», и большинство мужчин считают, что обладают этими качествами.


Используемые методы

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.