Россияне стали больше экономить на образовании и медицине

10 Октября 2019

Большинство россиян по-прежнему отмечают рост цен на товары и услуги, но по сравнению с прошлым годом выросло число тех, кто считает такой рост незначительным. В 2018 году опрошенные чаще всего говорили о росте цен на бензин, в этом году – о росте стоимости коммунальных услуг. В сравнении с 2015 годом россияне стали больше экономить на образовании и медицине. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2019 года*.

Более трети россиян (36%) заявили о высоком росте цен за последние два месяца. 40% считают рост цен умеренным. Каждый пятый (18%) отметил, что рост на товары и услуги в последнее время был незначительным.

В целом о росте цен сказали 76% россиян (сумма ответов «высокий» и «умеренный»), это самый низкий показатель за последние пять лет. В 2018 году доля тех, кто дал такой ответ, составила 86%, в 2017 – 80%, а в 2015 – 90%.

О высоком росте цен в течение последних двух месяцев чаще всего говорили люди старше 60 лет (43%), а также люди с уровнем дохода ниже среднего (50%).

В 2019 году россияне чаще всего отмечали рост цен на коммунальные услуги (77%) и на бензин (69%). В прошлом году о росте цен на бензин говорили 88% опрошенных. Из продуктов питания заметнее всего, по мнению россиян, подорожали мясо и мясные продукты (69%). Также 62% россиян отметили рост цен на молочную продукцию, 60% – увеличение стоимости хлебобулочных изделий.

Из-за нехватки денег россияне чаще экономили на отдыхе: об этом сказали 46% опрошенных. По сравнению с 2015 годом россияне стали меньше экономить на продуктах питания (20% в 2015, 11% в 2019), развлечениях (38% в 2015, 29% в 2019), покупке одежды (39% в 2015, 21% в 2019) и предметов домашнего обихода (30% в 2015, 18% в 2019). При этом заметно выросло число россиян, которые экономят на медицине (22% в 2015 и 2017, 27% в 2019) и образовании. Так, в 2015 году об экономии на образовании для детей и взрослых членов семьи говорили по 6% россиян, в 2018 году – по 4%, а в 2019 году – по 10% и 9% соответственно.

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Уровень обеспокоенности ростом цен в 2019 году самый низкий за последние годы, хотя, например, тарифы ЖКХ в этом году повышались дважды – в январе и июле. Доля россиян, которые экономят, отказываясь от поездок на отдых или к родственникам, продолжает расти. И, если такие поездки относятся к нерегулярным тратам, экономия на которых не очень заметна, то сокращение расходов на образование и медицину – тенденция неприятная, имеющая долгосрочные последствия. Меняющиеся экономические условия и современный рынок труда требуют постоянного повышения уровня знаний и компетентности, а этого не достичь без постоянного обучения и хорошего здоровья – важнейших составляющих человеческого капитала».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Елены Никишовой, руководителя направления социальных исследований Аналитического центра НАФИ

«Как бы Вы оценили рост цен в течение последних двух месяцев?», в % от всех опрошенных

  2015 2017 2018 2019
Значительный 66 38 46 36
Умеренный 28 42 42 40
Незначительный 4 12 8 18
Затрудняюсь ответить 2 8 4 6
*Всероссийский опрос НАФИ проведен в августе 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

При потере работы накоплений россиян хватит в среднем на 63 дня
31 Марта 2020
Ситуация на рынке труда меняется в условиях эпидемиологического кризиса. Несмотря на то, что еще в начале марта большинство работающих россиян считали потерю работы маловероятной, сегодня многие чувствуют себя незащищенными. По оценкам почти половины граждан, в случае потери основного источника дохода они смогут оплачивать все необходимые расходы в течение месяца. 
Трудное поведение подростков: у чужих детей отмечают, у своих не замечают
31 Марта 2020

Каждый второй россиянин сталкивался с трудным поведением подростков – чаще всего не у своих детей, а у детей родственников или знакомых. Основная ответственность за трудное поведение детей, по мнению россиян, лежит на их семьях и родителях. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с благотворительным фондом «ШАЛАШ» в феврале 2020 года. 


Россияне стали реже давать милостыню и чаще жертвовать деньги «по воздуху»
27 Марта 2020

Число россиян, жертвующих деньги на благотворительность, за год сократилось. Изменились и способы, которыми предпочитают совершать пожертвования: за четыре года милостыню на улице стали давать в два раза реже, а пользоваться дистанционными, цифровыми каналами (например, банковскими переводами) – чаще. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в феврале 2020 года. 


Россияне готовы переплачивать за товар с государственной маркировкой органического продукта
26 Марта 2020

Каждый пятый россиянин считает, что продукция с маркировками «био», «эко», «органик» лучше товаров, продающихся без таких отметок, а каждый третий готов переплачивать за товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Роскачеством в январе 2020 года. 

Используемые методы