Большинство россиян по-прежнему отмечают рост цен на товары и услуги, но по сравнению с прошлым годом выросло число тех, кто считает такой рост незначительным. В 2018 году опрошенные чаще всего говорили о росте цен на бензин, в этом году – о росте стоимости коммунальных услуг. В сравнении с 2015 годом россияне стали больше экономить на образовании и медицине. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2019 года*.
Более трети россиян (36%) заявили о высоком росте цен за последние два месяца. 40% считают рост цен умеренным. Каждый пятый (18%) отметил, что рост на товары и услуги в последнее время был незначительным.
В целом о росте цен сказали 76% россиян (сумма ответов «высокий» и «умеренный»), это самый низкий показатель за последние пять лет. В 2018 году доля тех, кто дал такой ответ, составила 86%, в 2017 – 80%, а в 2015 – 90%.
О высоком росте цен в течение последних двух месяцев чаще всего говорили люди старше 60 лет (43%), а также люди с уровнем дохода ниже среднего (50%).
В 2019 году россияне чаще всего отмечали рост цен на коммунальные услуги (77%) и на бензин (69%). В прошлом году о росте цен на бензин говорили 88% опрошенных. Из продуктов питания заметнее всего, по мнению россиян, подорожали мясо и мясные продукты (69%). Также 62% россиян отметили рост цен на молочную продукцию, 60% – увеличение стоимости хлебобулочных изделий.
Из-за нехватки денег россияне чаще экономили на отдыхе: об этом сказали 46% опрошенных. По сравнению с 2015 годом россияне стали меньше экономить на продуктах питания (20% в 2015, 11% в 2019), развлечениях (38% в 2015, 29% в 2019), покупке одежды (39% в 2015, 21% в 2019) и предметов домашнего обихода (30% в 2015, 18% в 2019). При этом заметно выросло число россиян, которые экономят на медицине (22% в 2015 и 2017, 27% в 2019) и образовании. Так, в 2015 году об экономии на образовании для детей и взрослых членов семьи говорили по 6% россиян, в 2018 году – по 4%, а в 2019 году – по 10% и 9% соответственно.
Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:
«Уровень обеспокоенности ростом цен в 2019 году самый низкий за последние годы, хотя, например, тарифы ЖКХ в этом году повышались дважды – в январе и июле. Доля россиян, которые экономят, отказываясь от поездок на отдых или к родственникам, продолжает расти. И, если такие поездки относятся к нерегулярным тратам, экономия на которых не очень заметна, то сокращение расходов на образование и медицину – тенденция неприятная, имеющая долгосрочные последствия. Меняющиеся экономические условия и современный рынок труда требуют постоянного повышения уровня знаний и компетентности, а этого не достичь без постоянного обучения и хорошего здоровья – важнейших составляющих человеческого капитала».
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных
Скачать аудиокомментарий Елены Никишовой, руководителя направления социальных исследований Аналитического центра НАФИ«Как бы Вы оценили рост цен в течение последних двух месяцев?», в % от всех опрошенных
2015 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Значительный | 66 | 38 | 46 | 36 |
Умеренный | 28 | 42 | 42 | 40 |
Незначительный | 4 | 12 | 8 | 18 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 8 | 4 | 6 |