Россияне стали больше думать о карьере

3 Декабря 2018

За прошедший год возможность карьерного роста на работе стала важнее для россиян. При этом снизилась значимость стабильности компании и дружественных отношений в рабочем коллективе. Ключевыми характеристиками «идеального» работодателя остаются высокая заработная плата и хороший социальный пакет. Об этом свидетельствуют данные всероссийского исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в октябре 2018 года*.

Самые важные характеристики «идеального» работодателя для россиян – высокая заработная плата и хороший социальный пакет (эти варианты среди работающих выбрали 75% и 63% соответственно). Молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет выбирали эти критерии реже (63% и 52% соответственно), однако и для них главным на работе остается размер оклада.

Важность размера заработной платы для сотрудников подтверждается и результатами других исследований НАФИ. Так, низкий уровень зарплаты и её задержки – самая частая причина недовольства россиян своим работодателем**, а материальные премии и социальный пакет являются основным способом мотивации и вознаграждения сотрудников в России***.

За прошедший год россияне стали уделять больше внимания возможностям карьерного роста, которые им предоставляет работодатель (эту характеристику выбрали 45% опрошенных, на 6 п.п. больше, чем в октябре 2017 года). Карьерный рост особенно важен для тех, кто имеет высшее образование (55%), а также для молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет (54%).

Стабильность компании (экономическая устойчивость, отсутствие опасений сокращения персонала) стала менее важна для россиян по сравнению с прошлым годом (сокращение на 7 п.п. до 51%). Возможности профессионального роста на работе, а также обучение, которое работодатель предлагает сотрудникам, остались в приоритете для каждого четвертого работающего россиянина (25% и 24% соответственно).

По сравнению с прошлым годом для россиян снизилась значимость дружеских отношений в рабочем коллективе (этот пункт в приоритете для 29% опрошенных, сокращение на 7 п.п.).

Такие факторы, как размер компании, наличие развитой корпоративной культуры, статус работы и уровень полномочий наименее важны для россиян при оценке работодателя.

В ходе исследования были выявлены гендерные различия в том, как работники видят идеальное рабочее место. Несмотря на схожесть общего рейтинга характеристик, социальный пакет, корпоративная культура, дружеские отношения в коллективе оказались важны для большего числа женщин по сравнению с мужчинами (68% против 59%, 15% против 10%, 32% против 26%).

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR Аналитического центра НАФИ:

«Выбор работодателя только на основе размера вознаграждения без учета содержания выполняемых профессиональных функций рано или поздно приводит к недовольству и желанию сменить место работы, а если человек не увольняется – к снижению уровня его вовлеченности и эффективности труда.

Профессиональная деятельность играет ключевую роль в жизни каждого человека и должна приносить не только доход, но и внутреннее удовлетворение и развитие».


«Какими характеристиками должен обладать, с Вашей точки зрения, идеальный работодатель?»,**** в % от работающих россиян, сравнение результатов двух волн исследования в 2017 и 2018 годах

  Октябрь 2017 Октябрь 2018
Высокая заработная плата, её связь с личным вкладом в работу компании 77 75
Хороший социальный пакет 62 63
Стабильная компания (экономическая устойчивость, отсутствие опасений сокращения персонала) 58 51
Возможность карьерного роста 39 45
Дружеские/приятельские отношения в коллективе 36 29
Возможность самореализации и развития, профессионального роста 23 25
Предоставляется обучение 23 24
Крупная компания 15 15
Развитая корпоративная культура 10 13
Высокий социальный статус, который дает работа 13 12
Предоставляются широкие полномочия, высокий уровень ответственности 12 12
Другое 2 1
Затрудняюсь ответить 3 3


*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в конце октября 2018 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Число работающих россиян среди опрошенных составило 1100 человек. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3%.
**** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Россияне хорошо относятся к руководству на работе, но не дружат с ним
20 Января 2020
Большинству россиян комфортно работать со своими руководителями на работе, и опрошенные чаще дают своему начальству положительные характеристики. Более половины россиян считают, что жесткий стиль руководства уходит в прошлое. 
Россияне недовольны работой, но не хотят ее менять
30 Декабря 2019
Лояльность россиян своему работодателю растет на протяжении последних двух лет. В 2019 году индекс лояльности работодателю еNPS (Employee Net Promoter Score) составил -27 баллов, что на 10 баллов выше прошлогоднего показателя и на 19 баллов выше показателя 2017 года. При этом более половины работающих россиян недовольны своими работодателями и не готовы рекомендовать их друзьям и знакомым. 
Россияне стали хуже высыпаться и менее продуктивно работать
7 Ноября 2019
На протяжении последних трех лет растет число работающих россиян, которые не высыпаются. Основная причина недосыпа – необходимость сверхурочной работы или учебы. С каждым годом работающие россияне все ниже оценивают свою продуктивность в дни недосыпа. Из-за неэффективности труда невысыпающихся сотрудников работодатели несут издержки в размере 198 млрд рублей в месяц – на 24 млрд больше, чем в прошлом году. Таковы итоги всероссийских исследований, проведенных Аналитическим центром НАФИ в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах.
Трудовая мобильность россиян растет
3 Октября 2019
Число работающих россиян, готовых к переезду в другой регион или город с целью лучшего трудоустройства, растет на протяжении последних двух лет. В 2017 году к смене места жительства были готовы 25% работающих, в 2018 – 28%, в 2019 – 33%. Больше половины работающих (65%) по-прежнему не готовы менять свое место жительства. 

Используемые методы