Россияне готовы переплачивать за товар с государственной маркировкой органического продукта

26 Марта 2020

Каждый пятый россиянин считает, что продукция с маркировками «био», «эко», «органик» лучше товаров, продающихся без таких отметок, а каждый третий готов переплачивать за товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Роскачеством в январе 2020 года*.

Большинство россиян удовлетворены качеством продуктов, употребляемых в пищу. Чаще всего россияне были довольны качеством фруктов (70%), овощей (64%) и молочной продукции (64%). Мясная продукция устраивала россиян реже (61%). 

Россияне разделились в оценках продукции с маркировками «био», «эко», «органик». Каждый второй (50%) считает, что эти продукты ничем не отличаются от товаров без подобной этикетки. Каждый пятый (20%) уверен, что такая продукция в целом лучше обычной. При этом 13% россиян ни разу не видели продукты с маркировкой «био», «эко», «органик» на прилавках. Чаще других о том, что такая продукция лучше, говорили люди с высоким уровнем дохода (25%, в среднем по стране – 20%) и молодежь от 18 до 24 лет (30%).

Не все покупатели руководствуются специальными маркировками на упаковках. 14% россиян стараются покупать только товары, имеющие маркировку «био», «эко» и «органик», 23% обращают внимание на эти маркировки, но не придают им большого значения. Наибольшим спросом продукты с такими маркировками пользуются у жителей городов-миллионников (20%). 62% не обращают внимания на маркировку.

Каждый третий россиянин (34%) готов переплачивать за товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта, а сам продукт будет произведен без использования пестицидов и стимуляторов роста растений. Чаще других платить больше за такие продукты готовы люди с высоким уровнем дохода (39%) и женщины (37%). 60% россиян переплачивать за товары с маркировками органических продуктов пока не готовы.

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«До 2019 года понятие “органическая продукция” не имело нормативно-правового обоснования, и производители использовали данную маркировку как рекламный ход. Это привело к смешению продуктов в восприятии населения, и теперь отличить реально органические продукты от просто названных таковыми представляется проблемой. 

Маркировка “Органический продукт” означает более высокое качество продукта и более высокую цену. Ожидания от такого продукта завышены, но проверить вне лабораторных условий “органичность” продукции для рядового покупателя не представляется возможным. В связи с этим роль государства в маркировании таких продуктов возрастает, так как продукт должен проверяться контролирующими органами несколько раз в течение процесса производства, чтобы убедиться, что производство шло в соответствии со всеми нормами и правилами». 

Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества:

«Все больше людей уделяют внимание специализированной маркировке на отечественных товарах, мы видим интерес общества к органической продукции. Это общемировая тенденция и Россия, хоть находится в начале пути, на государственном уровне этому направлению уделяет отдельное внимание, особенно в последние годы. Несмотря на это сохраняется тенденция, при которой большинство российских потребителей не понимают значения термина “Органик”, относя к такой продукции любой товар, промаркированный зелеными значками. На законодательном уровне на данный момент официально регулируется лишь термин “органической продукция” – в январе 2020 года вступил в силу соответствующий федеральный закон. На базе Роскачества действует центр компетенций органической продукции, который проводит просветительскую работу как с производителями, так и с потребителями. Важно провести четкую грань между органической и остальной продукцией. Мы со своей стороны постоянно рассказываем о разнице органических продуктов. Уверены, что с каждым годом осведомленность россиян об органических товарах и заинтересованность в их потреблении будет только расти».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

«Вы лично готовы платить на 20-30% больше за продукцию, если на ней будет государственная маркировка органического продукта и Вы будете уверены, что товар точно произведен без использования пестицидов и стимуляторов роста растений?», в % от тех, кто говорил, что продукты с маркировками «био», «эко», «органик» по качеству обычно лучше товаров без этих маркировок или ничем не отличаются от них

  Все респонденты
Да, готовы переплачивать             34
Нет, не готовы             60
Затрудняюсь ответить              6


*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в январе 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

После пандемии: уважение к медработникам выросло
21 Июня 2020

Пандемия коронавируса поспособствовала росту уважения к медицинским работникам в обществе, а большинство медиков (61%) испытывают профессиональную гордость за то, что они работают в системе здравоохранения. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2020 года, в преддверии Дня медицинского работника. 


Коронавирус повысил уважение к профессии соцработника
8 Июня 2020

Ко Дню социального работника Аналитический центр НАФИ совместно с Российским государственным социальным университетом провел опрос среди студентов, посвященный их отношению к профессии.


Пандемия как катализатор перехода к безналичным платежам
27 Мая 2020

В период пандемии россияне стали чаще оплачивать покупки безналичными способами. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ и Аналитического центра НАФИ.


Россияне привыкли к онлайн-покупкам и готовы переплачивать
26 Мая 2020

За время самоизоляции число россиян, осуществляющих покупки онлайн, значительно возросло. В то же время большинство россиян убеждены, что после пандемии будут не так активно покупать онлайн. Несмотря на экономические сложности, онлайн-покупатели ставят во главу угла качество сервиса интернет-магазинов и готовы переплачивать за него. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в мае 2020 года. 

Используемые методы