Россиян раздражают спам-звонки, но они не готовы с ними бороться

13 Июля 2021

Со спам-звонками сталкиваются большинство россиян – 89% получали назойливые звонки на свой мобильный телефон за последний месяц. Многим такие звонки доставляют серьезное неудобство, однако бороться с ними, например, путем установки специальных приложений, пытается только каждый третий. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

Спам и попытки мошенничества по телефону или в интернете получают все большее распространение. Так, 11% россиян сталкивались с мошенничеством при осуществлении интернет-покупок за последний год, а 7% понесли в результате финансовые потери**. Рост числа попыток мошенничества отмечают и держатели банковских карт***.

Существуют приложения-определители номера для смартфонов, которые информируют пользователей, если им поступает входящий звонок с номера, на который ранее жаловались другие в связи со спамом, назойливой рекламой или попытками мошенничества – например, решения от «Яндекс», «Лаборатории Касперского», мобильных операторов («МТС») или приложений банков («Тинькофф»).

Чаще других спам-звонки получают жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов (93%), несколько реже – жители Сибирского федерального округа (83%). Также о назойливых звонках чаще сообщают жители Москвы и Санкт-Петербурга (92% жителей российских столиц сталкивались с ними), тогда как в других городах такие звонки «раздаются» реже (87%). 

Более половины россиян (53%) сообщили, что спам-звонки доставляют им серьезное неудобство и вызывают раздражение, а каждый третий (33%) сказал, что такие звонки хотя и доставляют некоторое неудобство, но сильно не раздражают.

Чаще о раздражении от спам-звонков говорят мужчины среднего возраста (60% среди 35-44 летних) и женщины от 45 лет и старше (60-63%). 

Несмотря на неудобство и раздражение от спам-звонков, бороться с ними путем установки приложений с определителем номера пытается только каждый третий (31%). 69% не устанавливали подобных мобильных приложений.

Наибольшая доля пользователей приложений, оповещающих о спам-звонках – среди молодых людей 18-24 лет (44%), наименьшая – среди респондентов 60 лет и старше (17%).


Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Телефонные базы для спам-звонков имеют сегодня довольно типичное происхождение – прежде всего, это “слитые” телефонные базы клиентов коммерческих организаций, а также базы, получаемые в ходе парсинга (сбора) номеров из открытых источников – например, с досок объявлений, социальных сетей, сайтов знакомств и других онлайн-ресурсов.

Сегодня мы видим активную работу государства в лице Роскомнадзора за контролем соблюдения требований законодательства о персональных данных, а также усилия коммерческих компаний по созданию антиспам-приложений. Дело осталось за самими пользователями – важно соблюдать простые правила кибербезопасности и кибергигиены – как минимум, не оставлять контактные данные там, где в этом нет необходимости».


*Всероссийский репрезентативный опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в конце мая – начале июня 2021 г. Опрошено 1600 человек старше 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
** Подробнее: Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете, 29 марта 2021 https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-stalkivalsya-s-prodavtsami-moshennikami-v-internete/

*** Подробнее: В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками, 20 января 2021 года https://nafi.ru/analytics/v-2020-godu-derzhateli-bankovskikh-kart-v-poltora-raza-chashche-stalkivalis-s-moshennikami/
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Россиян раздражают спам-звонки, но они не готовы с ними бороться»

Похожие публикации

Российский бизнес сталкивается с вызовами в сфере информационной безопасности, но недооценивает вероятность хакерских атак
30 Июня 2022

Половина предпринимателей (53%) сообщили, что за последний месяц сталкивались с проблемами в области информационной безопасности в своих компаниях – сбоями оборудования, вирусами, мошенническими схемами. При этом 68% предпринимателей считают хакерские атаки на их компании маловероятными. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с компанией «Киберпротект».



 



Треть российских компаний решили перевести свои бизнес-процессы полностью на отечественные ИТ-продукты
24 Июня 2022

Треть российских компаний (33%) уже начали или планируют в ближайшее время переводить свои бизнес-процессы на отечественные ИТ-решения. По мнению предпринимателей, использовать зарубежное ПО небезопасно: одни продукты невозможно оплатить, а стоимость других в последнее время выросла. 




Фейки, игры и запрещенный контент: россияне перечислили угрозы детям в интернете
1 Июня 2022

Большинство россиян (77%) считают, что в современной школе был бы полезен курс цифровой грамотности, который помог бы защитить подрастающее поколение от угроз в интернете и научил бы детей распознавать фейки, избегать насилия и агрессии в цифровой среде.

Россияне ищут замену ушедшим сервисам бесконтактной оплаты со смартфона
26 Мая 2022

В качестве альтернативы переставшим работать в России сервисам бесконтактной оплаты владельцы смартфонов чаще всего используют банковские карты. При этом само наличие возможности бесконтактной оплаты с помощью мобильных устройств важно для половины россиян.