Радио в цифровую эпоху: аудитория, влияние пандемии, конкуренция со стримингами

12 Февраля 2022

Несмотря на развитие стриминговых сервисов, радио по-прежнему остается популярным среди россиян, однако рискует потерять свою аудиторию из-за обилия рекламы и передач, неинтересных слушателям. Об этом говорят данные исследования Аналитического центра НАФИ*, проведенного ко Всемирному дню радио.

Всемирный день радио отмечается 13 февраля и в 2022 году посвящен теме доверия к радиожурналистике**. По данным различных международных отчетов, радио продолжает оставаться одним из самых уважаемых и широко используемых средств массовой информации.

Аудитория радио

Большинство россиян (57%) с той или иной периодичностью слушают радио, при этом каждый пятый делает это ежедневно. Наиболее характерна эта привычка для мужчин старше 35 лет, имеющих высшее образование. Доля женской и молодежной аудитории значительно меньше (71% и 81% соответственно не слушают радиостанции совсем или включают их от силы пару раз в месяц).

Что не нравится на радио россиянам

Абсолютное большинство слушателей (80%) не довольны тем, что на радио стало слишком много рекламы. Две трети считают, что в эфирах много пустой болтовни. Каждый второй (49%) жалуется на отсутствие интересного контента. Около 40% россиян считают, что на радио много негативных новостей, политических сюжетов, а хорошей музыки, наоборот – мало. 35% замечают в речи ведущих неграмотный русский язык.

Качество радио и его доступность

Россияне довольны количеством радиостанций в месте своего проживания (85%) и качеством их приема (83%). Однако на Урале меньше других удовлетворены выбором (на это пожаловались 20% опрошенных), а на Северном Кавказе чаще (34%) отмечали плохое качество сигнала.

Влияние пандемии

Пандемия коронавируса в 2020 году вызвала бурный рост IT-сервисов, однако не поменяла кардинально отношение россиян к радио – 80% людей во время самоизоляции слушали его с той же частотой, что и раньше.

Исключение составила аудитория от 18 до 24 лет, где привычки изменили 32% опрошенных: из них одна половина, работающая молодежь, стала слушать радио чаще, а вторая, студенты – реже.   

Среди других категорий граждан значительно чаще в пандемию стали слушать радио женщины старше 35 лет, люди с доходом выше среднего, а также жители Урала, Поволжья и Северо-Западного федерального округа. Тенденция к сокращению заметна среди радиослушателей на Северном Кавказе.

Радио VS стриминговые сервисы

Несмотря на рост популярности сервисов стриминга музыки, их конкуренция с радио за аудиторию невелика. Данные опроса показали, что активность прослушивания радио выше среди активных пользователей стримингов (60% активных пользователей Яндекс.Музыки, Apple Music или Spotify слушают радио часто или каждый день). И наоборот – те, кто не слушает радио, как правило, не пользуются и стриминговыми сервисами.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Несмотря на цифровизацию СМИ, радио продолжает уверенно оставаться одним из важнейших источников информации для россиян. Аудитория радио за годы пандемии стала более молодой и более обеспеченной. Сегодня во всем мире говорят о возрастающей роли радио в социализации и интеграции общества – во многих регионах оно остается единственным источником живой прямой речи, грамотного языка и аудиальной культуры. К сожалению, исследование показывает серьезное недовольство многими радиослушателями перегруженностью радио рекламой, неинтересными разговорами и дефицитом интересных радиопередач. В этой критике кроется успех слышащих и понимающих ее радиостанций».


* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в феврале 2022 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
** Всемирный день радио. Официальный сайт ЮНЕСКО https://ru.unesco.org/commemorations/worldradioday
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Радио в цифровую эпоху: аудитория, влияние пандемии, конкуренция со стримингами»

Похожие публикации

Молодежь ожидает от работодателей соблюдения принципов ESG
28 Июня 2022

Соблюдение норм заботы о здоровье и профессиональном развитии персонала, качества корпоративного управления, ответственного отношения к окружающей среде является важным критерием выбора работодателя для подавляющего большинства представителей молодежи. Таковы результаты всероссийского репрезентативного опроса молодежи. Сбор данных осуществлялся с помощью онлайн-панели Тет-о-Твет-М





В Китае – дисциплина, в Японии – технологии, во Франции и Италии – кулинария: россияне рассказали, чем интересуются в других странах
21 Июня 2022

Аналитический центр НАФИ изучил отношение россиян к культурам разных стран, чтобы узнать, какими странами и регионами они больше всего интересуются и на какие культурологические аспекты обращают внимание. Россияне оценивали не только то, что традиционно относится к объектам культуры (архитектуру, искусство, историю и др.), но и в целом «уклад жизни» (устройство экономики, систему образования, здравоохранения и т. д.) и отличительные черты жителей этих стран (уровень дисциплины, трудоспособность, дружелюбие и т. п.).




К 60-летию Виктора Цоя: как группу «КИНО» воспринимают представители разных поколений
21 Июня 2022

Сегодня музыканту и лидеру группы «КИНО» Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Абсолютное большинство россиян (98%) знакомы с творчеством В. Цоя, две трети хорошо знают его песни. «КИНО» для россиян вспоминается прежде всего песнями «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Кукушка». Таковы данные исследования Аналитического центра НАФИ.

Каждый пятый россиянин закупал товары впрок
20 Июня 2022
В периоды резких социально-экономических изменений нередко создается впечатление, что запасы тех или иных товаров делают абсолютно все. Однако в действительности c начала марта этого года закупались товарами впрок 20% россиян, а 80% не делали никаких запасов.

Используемые методы