Путь заемщика: как россияне выбирают кредиты

14 Июля 2021

При выборе кредитов россияне чаще всего сравнивают информацию всего из 1-2 источников. Наиболее «любознательны» потенциальные заемщики, желающие оформить кредит на покупку жилья или автомобиля. Об этом свидетельствуют результаты исследования  Аналитического центра НАФИ*.        

Почти половина потенциальных заемщиков (48%) при выборе кредита рассматривают несколько предложений от разных финансовых организаций, прежде чем принять окончательное решение. 24% ориентируются на первоначально полученное предложение всего от одной организации и не ищут других вариантов, 12% рассматривают несколько вариантов предложений, но также только от одной кредитной организации (подробнее – в таблице 1).

Чаще других предложения от нескольких финансовых организаций сравнивают респонденты, желающие оформить кредит на покупку недвижимости (63%) или автомобиля (61%).

Выбирая кредитное предложение, россияне, как правило, обращаются к 1-2 источникам информации. Решающим фактором становятся консультации от сотрудников банка (31%), информация о продукте, найденная в интернете (24%) и представленная в отделении банка (23%). В меньшей степени респонденты ориентируются на собственный опыт и на рекомендации знакомых. При этом, когда речь идет о рекомендациях, больше доверяют друзьям и знакомым, не работающим в финансовой сфере (подробнее – в таблице 2).

Максимальное число источников информации при выборе кредитных предложений используют потенциальные заемщики, планирующие оформить кредит на покупку недвижимости или автомобиля, либо кредитную карту. Россияне, желающие получить потребительский кредит наличными, чаще других ориентируются в своем выборе на собственный опыт, то есть обращаются в организации, услугами которых уже пользовались (17%).

Выбор приоритетных источников информации о кредитном предложении зависит от места жительства, пола и возраста респондента. Так, жители городов чаще сельских жителей склонны доверять информации, полученной от банковских консультантов (32% против 28% соответственно) или сведениям, найденным в открытых источниках (26% против 19%), а жители сел, в свою очередь, больше ориентируются на собственный опыт взаимодействия с кредитными организациями (19% против 15% среди городских жителей). Поиск информации о кредитах в интернете чаще предпочитают мужчины, чем женщины (27% против 22%). Пожилые люди (от 60 лет) меньше других доверяют при выборе кредитов сведениям, полученным из интернета (10% против 24% в среднем по России) или от банковских служащих (28% против 31% в среднем по стране), и больше – собственному опыту (19% против 16% соответственно).

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Ранее проведенное НАФИ масштабное исследование лояльности банковских клиентов “NPS 2020”** показало, что уровень лояльности к банкам среди заемщиков находится в негативной зоне – особенно у пользователей целевых (товарных) кредитов (NPS= -6,1) и ипотечных клиентов (NPS= -4,0). Поэтому ожидать успешных повторных продаж кредитных продуктов текущим или бывшим заемщикам могут далеко не все банки. А с учетом выявленной ориентации значительной части потенциальных заемщиков на предыдущий опыт сотрудничества, такие продажи будут более успешными среди держателей дебетовых карт (NPS=5,5) и вкладчиков (NPS=5,1)».

* Всероссийский репрезентативный опрос проводился среди заемщиков, оформивших кредитные продукты (кредит наличными, товарный кредит, ипотеку, автокредит, кредитную карту) в банке и продолжающих осуществлять выплаты по ним в настоящее время. Объем выборки: 10 000 человек. Максимальная погрешность данных не превышает 1%. Даты проведения опроса: март-апрель 2021 года. Метод опроса: личные формализованные интервью на планшетах (TAPI). Опрос проведен в 85 субъектах РФ, во всех федеральных округах.
** NPS-2020: лояльность пользователей розничных банковских услуг. Исследование https://nafi.ru/projects/finansy/nps-2020-loyalnost-klientov-roznichnykh-bankovskikh-uslug/
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Путь заемщика: как россияне выбирают кредиты »

Похожие публикации

Как меняются инвестиционные предпочтения россиян: спрос на осязаемые активы растет, на покупку валюты – падает
8 Ноября 2022
По мнению россиян, самыми надежными и одновременно выгодными инструментами вложения денег являются покупка недвижимости, золота и открытие счета (вклада) в государственном банке. За последнее время привлекательность осязаемых активов (недвижимость, золото) растет, а хранения денег в наличной иностранной валюте падает.
Россияне меньше следят за курсами иностранных валют и не ожидают их роста
29 Октября 2022
За последние полгода в два раза уменьшилась доля россиян, которые целенаправленно интересуются курсами иностранных валют (в апреле за ними следили 52% опрошенных, в октябре уже 26%). Доля тех, кто прогнозирует рост курсов доллара и евро по отношению к рублю, сократилась еще больше – в 3 раза (53% в апреле, 17% – в октябре).
Россияне стали чаще открывать вклады в государственных банках
21 Октября 2022
Уровень лояльности россиян к банкам последние несколько лет снижался, однако социально-экономические перемены преломили ситуацию и в марте-апреле был зафиксирован его резкий рост. Также в этом году за период с марта по сентябрь наблюдается рост доверия россиян к вкладам в государственных банках.



Финансовая безопасность: чему и как обучать молодежь
19 Октября 2022
82% россиян сталкивались с попытками мошенничества за последние месяцы – предложениями в интернете заработать на псевдоинвестициях, звонками от сотрудников «банка» и «правоохранительных органов», другими ситуациями. Чаще всего со случаями мошенничества сталкивались представители молодежи – 89% среди респондентов от 18 до 24 лет.