При потере работы накоплений россиян хватит в среднем на 63 дня

31 Марта 2020

Ситуация на рынке труда меняется в условиях эпидемиологического кризиса. Несмотря на то, что еще в начале марта большинство работающих россиян считали потерю работы маловероятной, сегодня многие чувствуют себя незащищенными. По оценкам почти половины граждан, в случае потери основного источника дохода они смогут оплачивать все необходимые расходы в течение месяца. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

В начале марта 2020 года большинство работающих россиян придерживались оптимистичных взглядов на сохранение зарплаты и трудоустройства. 39% считали, что потеря работы практически невозможна (рост на 8 п.п. с 2018 года), 49% – что потеря работы возможна, но маловероятна (сокращение на 14 п.п. с 2018 года). Только 6% работающих россиян допускали, что могут лишиться работы в ближайшие полгода.

В случае потери основного источника дохода 42% россиян смогут оплачивать все необходимые расходы – без займов у близких и оформления кредитов – в течение одного месяца, четверть (26%) – менее трех месяцев. Равные доли – по 10% – смогут прожить на свои сбережения от 3 до 6 месяцев и более полугода. В среднем при потере работы накоплений россиян хватит на 63 дня.

Лучше всего ситуация с финансовыми «подушками безопасности» – у жителей российских столиц: накоплений при потере работы в среднем хватит на 83 дня, а доля тех, кому сбережений хватит менее, чем на месяц, составляет 29%. Наиболее сложная ситуация – в селах: накоплений хватит в среднем на 53 дня, а почти половина сельчан (47%) смогут прожить на свои сбережения менее месяца.

У россиян, проживающих с партнером, «подушки безопасности» хватит на больший срок, чем у россиян без партнера (66 дней против 58 дней).

Чем больше детей в семье, тем меньше срок, на который хватит накоплений в случае потери работы родителей. Для россиян, проживающих с одним ребенком, среднее число дней, на которое хватит накоплений, – 65, для россиян с двумя детьми – 62, с тремя – 52.

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований, Аналитический центр НАФИ:

«В сложных эпидемиологических условиях, в условиях приостановки деятельности многих организаций и вынужденных нерабочих дней россияне ожидаемо чувствуют себя менее защищенными, чем еще несколько недель назад. Остро стоит вопрос выплаты зарплат сотрудникам в условиях простоя организаций. Бизнес вынужден рассматривать возможность сокращения штата. Проще всего сегодня организациям и сотрудникам, которые могут работать дистанционно. Цифровая грамотность людей и бизнеса выходит на первый план.

Результаты исследования показывают, что большинство россиян не делали сбережений и не имеют необходимой финансовой "подушки безопасности" на случай потери работы. Распространен стереотип, что финансовая грамотность необходима тем, у кого высокие доходы, кому "есть, что терять". Многие россияне имели очень краткосрочный горизонт планирования.

Сегодняшний кризис вынудит значительную часть граждан обратиться за кредитами. Это особенно касается уязвимых категорий. Государство отслеживает ситуацию и старается оперативно реагировать. Так, вводятся меры поддержки для семей с детьми от 3 до 7 лет, пролонгированные социальные выплаты без дополнительного оформления документов, выплаты людям старше 65 лет».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

«Если Ваша семья потеряет основной источник дохода, как долго Вы сможете оплачивать все необходимые расходы, не занимая денег?», в % от работающих россиян

  % от работающих россиян
Меньше месяца                        42
Не меньше месяца, но меньше трех месяцев                       26
Не меньше трех месяцев, но меньше полугода                       10
Полгода и более                       10
Затрудняюсь ответить, отказ от ответа                       12

*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале-марте 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Пандемия как катализатор перехода к безналичным платежам
27 Мая 2020

В период пандемии россияне стали чаще оплачивать покупки безналичными способами. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ и Аналитического центра НАФИ.


Россияне привыкли к онлайн-покупкам и готовы переплачивать
26 Мая 2020

За время самоизоляции число россиян, осуществляющих покупки онлайн, значительно возросло. В то же время большинство россиян убеждены, что после пандемии будут не так активно покупать онлайн. Несмотря на экономические сложности, онлайн-покупатели ставят во главу угла качество сервиса интернет-магазинов и готовы переплачивать за него. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в мае 2020 года. 

Россияне на самоизоляции: соцсети, спорт и компьютерные игры
20 Мая 2020

Россияне по-разному адаптировались к режиму самоизоляции. Более половины продолжали работать (удаленно или с физическим присутствием на рабочем месте), а каждый третий посвятил время саморазвитию. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.


Стереотипы в отношении женщин и их социально-экономические последствия
14 Мая 2020

Стереотипы в отношении женщин влияют как на цифровую экономику, так и на экономику России в целом. Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума провел исследование, чтобы выяснить, что мешает женщинам быть представленными в традиционной и цифровой экономике наравне с мужчинами, как они сами оценивают свои карьерные перспективы и какова вероятность преодолеть стереотипы в отношении женщин в ближайшем будущем.