Почти половина российских компаний малого и среднего бизнеса (46%) выпускают продукцию или предлагают услуги, для которых нужны импортные комплектующие – оборудование, продукты, программное обеспечение и прочее. Часть этих предприятий испытывают проблемы в связи с нарушением цепочек поставок. Предприниматели рассчитывают решить возникшие проблемы с поставками за счет поиска новых партнеров на внутреннем рынке или в Китае, причем большинство предполагают сделать это в течение полугода. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга Аналитического центра НАФИ*.
![]() Исследование проведено в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ
Социально-экономическая конъюнктура в России стремительно меняется. Для того, чтобы отслеживать эти изменения и реакции населения и бизнеса на них, запущен Оперативный социально-экономический мониторинг НАФИ. Исследование проводилось с помощью В2В-панели «Голос бизнеса». Если у вас есть вопросы, которые хотелось бы задать предпринимателям, вы можете прислать их нам, и мы обсудим форматы сотрудничества. Благодаря этому вы оперативно получите нужную информацию. |
Таблица 1. «Выпускает ли ваше предприятие продукцию (предлагает услуги), для которых необходимы импортные комплектующие или средства производства?», в % от всех опрошенных

Проблемы с цепочками поставок предприниматели пытаются решить различными способами. Прежде всего – поиском новых партнеров в России (25%) или дружественных странах (23%) и попытками наладить с ними сотрудничество.
Лидером среди стран, способных, по мнению представителей бизнеса, обеспечить производителей отсутствующими компонентами, является Китай (об этом заявили 16% опрошенных). Также предприниматели хотят устанавливать связь с поставщиками из Индии (3%), стран СНГ (3%) и Юго-Восточной Азии (4%).
Таблица 2. «Если говорить о вашем бизнесе, у партнеров из каких стран наибольший потенциал для поставки необходимых вам комплектующих, оборудования, средств производства?», в % от всех опрошенных*
*Сумма ответов может превышать 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
12% предпринимателей заявили, что пока не ищут новых поставщиков, а пытаются сохранить и восстановить отношения с текущими, надеясь на скорейшее возобновление схем сотрудничества.
Каждый десятый (10%) решил отказаться от производства продуктов или предоставления услуг, в которых используются дефицитные или исчезнувшие с рынка импортные компоненты.
*Сумма ответов может превышать 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
28% опрошенных предполагают, что решение проблем с цепочками поставок займет у них до полугода. Причем более оптимистично смотрят на этот вопрос представители торговли (15%), микробизнес (18%), молодые предприятия, которые функционируют менее 3 лет (34%) и имеют менее 15 сотрудников (18%).
5% компаний считают, что вопрос может растянуться на год.
7% предпринимателей более пессимистичны и предполагают, что на поиск новых контрагентов потребуется более 12 месяцев.
Оставайтесь в курсе!
Подписывайтесь на нашу почтовую рассылку новостей и социальные сети: