Повышение доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью: итоги 2018 года

18 Декабря 2018

Доступность отделений финансовых организаций за последний год выросла на 7 п.п., но более 40% людей с инвалидностью все еще считают, что пользоваться финансовыми услугами им сложнее, чем остальным людям, хотя эта доля немного снизилась. Об этом свидетельствуют результаты второго замера*, проведенного в 2018 г. Аналитическим центром НАФИ по заказу Банка России. Общие итоги исследования за 2017/18 гг. были представлены на заседании Рабочей группы по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, которая прошла 17 декабря 2018 года в Банке России.

В целом, согласно исследованию, для людей с инвалидностью так же, как и для остальных потребителей финансовых услуг, характерны недостаточный уровень финансовой грамотности, отсутствие опыта пользования цифровыми сервисами и страх перед мошенничеством. При этом стоящие перед ними барьеры в основном внешние – это неподготовленные сотрудники финансовых организаций, неадаптированные каналы коммуникаций и неприспособленные оборудование и отделения. Тем не менее респонденты с инвалидностью отметили рост доступности отделений финансовых организаций за последний год – 70% опрошенных считают, что они стали более приспособлены к потребностям инвалидов: оборудованы пандусами, специальными перилами, кнопками вызова сотрудников.

Оценивая результаты деятельности Рабочей группы за 2018 год, председатель Банка России Эльвира Набиуллина особо отметила, что  Банк России принял активное участие в подготовке поправок к документации, принятие которых позволило значительно облегчить строительство пандусов и подъемников у офисов финансовых организаций.

Дистанционные каналы оказания финансовых услуг остаются одним из важнейших направлений работы при формировании инклюзивной финансовой среды. Банк России намерен продолжать взаимодействие с заинтересованными ведомствами по доработке Единой биометрической системы для удаленной идентификации в целях совместного определения наиболее перспективных дополнительных биометрических факторов, которые могли быть использованы  людьми с нарушениями слуха и речи, интеллектуальными расстройствами.

При этом эксперты отмечают, что только треть от всех опрошенных рассказала, что пользуется каналами дистанционного доступа (доля ниже, чем среди россиян в целом), а подавляющее большинство пожилых инвалидов (78%) никогда не использовали дистанционный доступ к финансовым услугам. «Мы все понимаем, что финансовые технологии дают больше возможностей людям в доступности финансовых сервисов, - отметила в своем выступлении Председатель Банка России Эльвира Набиуллина. - Но здесь нужно больше работать над созданием удобных инклюзивных финансовых продуктов и обучать людей с инвалидностью приемам безопасного использования продуктов, предлагаемых с учетом этих новых технологий».

Многие респонденты сообщили, что им сложно разобраться в услугах, касающихся платежных карт и кредитов, и почти четверть опрошенных считает их рискованными и ненадежными.  

Для решения этих проблем Банк России разработал специальные образовательные модули по повышению финансовой грамотности для людей с инвалидностью, методические пособия для волонтеров финансового просвещения, намеренных работать с данной категорией граждан, а также оказал методическую поддержку кредитным организациям, повышающим квалификацию сотрудников для взаимодействия с клиентами с инвалидностью, рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

Cкачать презентациюСкачать исследование

*Опрошено 2411 человек в 20 регионах РФ. Метод: личные формализованные интервью.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

75% молодых россиян сталкивались с оскорблениями или грубостью в интернете в свой адрес
21 Ноября 2022
Три четверти (75%) молодых россиян сталкивались с оскорблениями или грубостью в свой адрес при общении в интернете, а каждый третий (31%) признается, что иногда оскорбляет собеседников сам. При этом юноши почти вдвое чаще девушек позволяют себе грубость в сети (40% против 24%).
Как меняются инвестиционные предпочтения россиян: спрос на осязаемые активы растет, на покупку валюты – падает
8 Ноября 2022
По мнению россиян, самыми надежными и одновременно выгодными инструментами вложения денег являются покупка недвижимости, золота и открытие счета (вклада) в государственном банке. За последнее время привлекательность осязаемых активов (недвижимость, золото) растет, а хранения денег в наличной иностранной валюте падает.
Россияне меньше следят за курсами иностранных валют и не ожидают их роста
29 Октября 2022
За последние полгода в два раза уменьшилась доля россиян, которые целенаправленно интересуются курсами иностранных валют (в апреле за ними следили 52% опрошенных, в октябре уже 26%). Доля тех, кто прогнозирует рост курсов доллара и евро по отношению к рублю, сократилась еще больше – в 3 раза (53% в апреле, 17% – в октябре).
8 из 10 россиян любят рыбалку
29 Октября 2022
8 из 10 россиян (79%) любят рыбалку: одни ходят ловить рыбу довольно часто, другие – иногда, а третьи только мечтают посидеть с удочкой на берегу водоема. За последние 5 лет более половины жителей нашей страны (56%) занимались рыбной ловлей, а самые активные рыболовы живут в Южном федеральном округе.