Повышение доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью: итоги 2018 года

18 Декабря 2018

Доступность отделений финансовых организаций за последний год выросла на 7 п.п., но более 40% людей с инвалидностью все еще считают, что пользоваться финансовыми услугами им сложнее, чем остальным людям, хотя эта доля немного снизилась. Об этом свидетельствуют результаты второго замера*, проведенного в 2018 г. Аналитическим центром НАФИ по заказу Банка России. Общие итоги исследования за 2017/18 гг. были представлены на заседании Рабочей группы по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, которая прошла 17 декабря 2018 года в Банке России.

В целом, согласно исследованию, для людей с инвалидностью так же, как и для остальных потребителей финансовых услуг, характерны недостаточный уровень финансовой грамотности, отсутствие опыта пользования цифровыми сервисами и страх перед мошенничеством. При этом стоящие перед ними барьеры в основном внешние – это неподготовленные сотрудники финансовых организаций, неадаптированные каналы коммуникаций и неприспособленные оборудование и отделения. Тем не менее респонденты с инвалидностью отметили рост доступности отделений финансовых организаций за последний год – 70% опрошенных считают, что они стали более приспособлены к потребностям инвалидов: оборудованы пандусами, специальными перилами, кнопками вызова сотрудников.

Оценивая результаты деятельности Рабочей группы за 2018 год, председатель Банка России Эльвира Набиуллина особо отметила, что  Банк России принял активное участие в подготовке поправок к документации, принятие которых позволило значительно облегчить строительство пандусов и подъемников у офисов финансовых организаций.

Дистанционные каналы оказания финансовых услуг остаются одним из важнейших направлений работы при формировании инклюзивной финансовой среды. Банк России намерен продолжать взаимодействие с заинтересованными ведомствами по доработке Единой биометрической системы для удаленной идентификации в целях совместного определения наиболее перспективных дополнительных биометрических факторов, которые могли быть использованы  людьми с нарушениями слуха и речи, интеллектуальными расстройствами.

При этом эксперты отмечают, что только треть от всех опрошенных рассказала, что пользуется каналами дистанционного доступа (доля ниже, чем среди россиян в целом), а подавляющее большинство пожилых инвалидов (78%) никогда не использовали дистанционный доступ к финансовым услугам. «Мы все понимаем, что финансовые технологии дают больше возможностей людям в доступности финансовых сервисов, - отметила в своем выступлении Председатель Банка России Эльвира Набиуллина. - Но здесь нужно больше работать над созданием удобных инклюзивных финансовых продуктов и обучать людей с инвалидностью приемам безопасного использования продуктов, предлагаемых с учетом этих новых технологий».

Многие респонденты сообщили, что им сложно разобраться в услугах, касающихся платежных карт и кредитов, и почти четверть опрошенных считает их рискованными и ненадежными.  

Для решения этих проблем Банк России разработал специальные образовательные модули по повышению финансовой грамотности для людей с инвалидностью, методические пособия для волонтеров финансового просвещения, намеренных работать с данной категорией граждан, а также оказал методическую поддержку кредитным организациям, повышающим квалификацию сотрудников для взаимодействия с клиентами с инвалидностью, рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

Cкачать презентациюСкачать исследование

*Опрошено 2411 человек в 20 регионах РФ. Метод: личные формализованные интервью.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Россияне стали реже делать сбережения в иностранной валюте
22 Июля 2021

За последние семь лет доля россиян, у которых есть сбережения в иностранной валюте, планомерно снижалась – к концу 2020 года она сократилась втрое и составила 6% (против 19% в 2014 году). 

Путь заемщика: как россияне выбирают кредиты
14 Июля 2021

При выборе кредитов россияне чаще всего сравнивают информацию всего из 1-2 источников. Наиболее «любознательны» потенциальные заемщики, желающие оформить кредит на покупку жилья или автомобиля. 

Люди с инвалидностью назвали барьеры в использовании финансовых услуг: исследование Банка России и НАФИ
13 Июля 2021

За три года люди с инвалидностью стали активнее пользоваться финансовыми услугами. Большинство (81%) людей с инвалидностью, которые пользовались услугами кредитных организаций в 2020 году, остались довольны обслуживанием. Респонденты сообщили о росте приспособленности отделений для людей с инвалидностью и повышении качества обслуживания. Больше людей с инвалидностью стали использовать дистанционные сервисы, при этом для некоторых категорий это еще остается проблемой. Так, доля тех, кто считает, что дистанционные каналы полностью либо частично не приспособлены для нужд людей с инвалидностью, почти в 4 раза больше среди людей с нарушениями зрения, чем среди людей с нарушениями слуха и опорно-двигательных функций.

75% подростков хотят повышать свою финансовую грамотность
9 Июля 2021

Подростки – активные участники современной экономики. Большинство получают от родителей деньги на регулярные траты, каждый третий имеет самостоятельный источник дохода. При этом только 42% подростков заявляют о достаточности навыков для распоряжения деньгами. 75% хотели бы повышать свою финансовую грамотность.

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.