Повышение доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью: итоги 2018 года

18 Декабря 2018

Доступность отделений финансовых организаций за последний год выросла на 7 п.п., но более 40% людей с инвалидностью все еще считают, что пользоваться финансовыми услугами им сложнее, чем остальным людям, хотя эта доля немного снизилась. Об этом свидетельствуют результаты второго замера*, проведенного в 2018 г. Аналитическим центром НАФИ по заказу Банка России. Общие итоги исследования за 2017/18 гг. были представлены на заседании Рабочей группы по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, которая прошла 17 декабря 2018 года в Банке России.

В целом, согласно исследованию, для людей с инвалидностью так же, как и для остальных потребителей финансовых услуг, характерны недостаточный уровень финансовой грамотности, отсутствие опыта пользования цифровыми сервисами и страх перед мошенничеством. При этом стоящие перед ними барьеры в основном внешние – это неподготовленные сотрудники финансовых организаций, неадаптированные каналы коммуникаций и неприспособленные оборудование и отделения. Тем не менее респонденты с инвалидностью отметили рост доступности отделений финансовых организаций за последний год – 70% опрошенных считают, что они стали более приспособлены к потребностям инвалидов: оборудованы пандусами, специальными перилами, кнопками вызова сотрудников.

Оценивая результаты деятельности Рабочей группы за 2018 год, председатель Банка России Эльвира Набиуллина особо отметила, что  Банк России принял активное участие в подготовке поправок к документации, принятие которых позволило значительно облегчить строительство пандусов и подъемников у офисов финансовых организаций.

Дистанционные каналы оказания финансовых услуг остаются одним из важнейших направлений работы при формировании инклюзивной финансовой среды. Банк России намерен продолжать взаимодействие с заинтересованными ведомствами по доработке Единой биометрической системы для удаленной идентификации в целях совместного определения наиболее перспективных дополнительных биометрических факторов, которые могли быть использованы  людьми с нарушениями слуха и речи, интеллектуальными расстройствами.

При этом эксперты отмечают, что только треть от всех опрошенных рассказала, что пользуется каналами дистанционного доступа (доля ниже, чем среди россиян в целом), а подавляющее большинство пожилых инвалидов (78%) никогда не использовали дистанционный доступ к финансовым услугам. «Мы все понимаем, что финансовые технологии дают больше возможностей людям в доступности финансовых сервисов, - отметила в своем выступлении Председатель Банка России Эльвира Набиуллина. - Но здесь нужно больше работать над созданием удобных инклюзивных финансовых продуктов и обучать людей с инвалидностью приемам безопасного использования продуктов, предлагаемых с учетом этих новых технологий».

Многие респонденты сообщили, что им сложно разобраться в услугах, касающихся платежных карт и кредитов, и почти четверть опрошенных считает их рискованными и ненадежными.  

Для решения этих проблем Банк России разработал специальные образовательные модули по повышению финансовой грамотности для людей с инвалидностью, методические пособия для волонтеров финансового просвещения, намеренных работать с данной категорией граждан, а также оказал методическую поддержку кредитным организациям, повышающим квалификацию сотрудников для взаимодействия с клиентами с инвалидностью, рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

Cкачать презентациюСкачать исследование

*Опрошено 2411 человек в 20 регионах РФ. Метод: личные формализованные интервью.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Молодежь ожидает от работодателей соблюдения принципов ESG
28 Июня 2022

Соблюдение норм заботы о здоровье и профессиональном развитии персонала, качества корпоративного управления, ответственного отношения к окружающей среде является важным критерием выбора работодателя для подавляющего большинства представителей молодежи. Таковы результаты всероссийского репрезентативного опроса молодежи. Сбор данных осуществлялся с помощью онлайн-панели Тет-о-Твет-М





В Китае – дисциплина, в Японии – технологии, во Франции и Италии – кулинария: россияне рассказали, чем интересуются в других странах
21 Июня 2022

Аналитический центр НАФИ изучил отношение россиян к культурам разных стран, чтобы узнать, какими странами и регионами они больше всего интересуются и на какие культурологические аспекты обращают внимание. Россияне оценивали не только то, что традиционно относится к объектам культуры (архитектуру, искусство, историю и др.), но и в целом «уклад жизни» (устройство экономики, систему образования, здравоохранения и т. д.) и отличительные черты жителей этих стран (уровень дисциплины, трудоспособность, дружелюбие и т. п.).




К 60-летию Виктора Цоя: как группу «КИНО» воспринимают представители разных поколений
21 Июня 2022

Сегодня музыканту и лидеру группы «КИНО» Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Абсолютное большинство россиян (98%) знакомы с творчеством В. Цоя, две трети хорошо знают его песни. «КИНО» для россиян вспоминается прежде всего песнями «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Кукушка». Таковы данные исследования Аналитического центра НАФИ.

Каждый пятый россиянин закупал товары впрок
20 Июня 2022
В периоды резких социально-экономических изменений нередко создается впечатление, что запасы тех или иных товаров делают абсолютно все. Однако в действительности c начала марта этого года закупались товарами впрок 20% россиян, а 80% не делали никаких запасов.