Повышение доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью: итоги 2018 года

18 Декабря 2018

Доступность отделений финансовых организаций за последний год выросла на 7 п.п., но более 40% людей с инвалидностью все еще считают, что пользоваться финансовыми услугами им сложнее, чем остальным людям, хотя эта доля немного снизилась. Об этом свидетельствуют результаты второго замера*, проведенного в 2018 г. Аналитическим центром НАФИ по заказу Банка России. Общие итоги исследования за 2017/18 гг. были представлены на заседании Рабочей группы по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, которая прошла 17 декабря 2018 года в Банке России.

В целом, согласно исследованию, для людей с инвалидностью так же, как и для остальных потребителей финансовых услуг, характерны недостаточный уровень финансовой грамотности, отсутствие опыта пользования цифровыми сервисами и страх перед мошенничеством. При этом стоящие перед ними барьеры в основном внешние – это неподготовленные сотрудники финансовых организаций, неадаптированные каналы коммуникаций и неприспособленные оборудование и отделения. Тем не менее респонденты с инвалидностью отметили рост доступности отделений финансовых организаций за последний год – 70% опрошенных считают, что они стали более приспособлены к потребностям инвалидов: оборудованы пандусами, специальными перилами, кнопками вызова сотрудников.

Оценивая результаты деятельности Рабочей группы за 2018 год, председатель Банка России Эльвира Набиуллина особо отметила, что  Банк России принял активное участие в подготовке поправок к документации, принятие которых позволило значительно облегчить строительство пандусов и подъемников у офисов финансовых организаций.

Дистанционные каналы оказания финансовых услуг остаются одним из важнейших направлений работы при формировании инклюзивной финансовой среды. Банк России намерен продолжать взаимодействие с заинтересованными ведомствами по доработке Единой биометрической системы для удаленной идентификации в целях совместного определения наиболее перспективных дополнительных биометрических факторов, которые могли быть использованы  людьми с нарушениями слуха и речи, интеллектуальными расстройствами.

При этом эксперты отмечают, что только треть от всех опрошенных рассказала, что пользуется каналами дистанционного доступа (доля ниже, чем среди россиян в целом), а подавляющее большинство пожилых инвалидов (78%) никогда не использовали дистанционный доступ к финансовым услугам. «Мы все понимаем, что финансовые технологии дают больше возможностей людям в доступности финансовых сервисов, - отметила в своем выступлении Председатель Банка России Эльвира Набиуллина. - Но здесь нужно больше работать над созданием удобных инклюзивных финансовых продуктов и обучать людей с инвалидностью приемам безопасного использования продуктов, предлагаемых с учетом этих новых технологий».

Многие респонденты сообщили, что им сложно разобраться в услугах, касающихся платежных карт и кредитов, и почти четверть опрошенных считает их рискованными и ненадежными.  

Для решения этих проблем Банк России разработал специальные образовательные модули по повышению финансовой грамотности для людей с инвалидностью, методические пособия для волонтеров финансового просвещения, намеренных работать с данной категорией граждан, а также оказал методическую поддержку кредитным организациям, повышающим квалификацию сотрудников для взаимодействия с клиентами с инвалидностью, рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

Cкачать презентациюСкачать исследование

*Опрошено 2411 человек в 20 регионах РФ. Метод: личные формализованные интервью.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Финансовые организации сократят число офисов из-за перехода на цифровой формат оказания услуг
20 Марта 2019
Доля клиентов финансовых организаций, которые посещают офис для обслуживания чаще раза в месяц, сравнительно невелика. По мнению представителей отрасли, офисами пользуются меньше половины клиентов. Каждая пятая финансовая организация (22%) планирует сокращать количество отделений.
Финансовые организации положительно оценивают влияние цифровизации на уровень финансовой грамотности клиентов
21 Февраля 2019
Цифровизация финансовых сервисов способствует финансово грамотному поведению. Среди представителей компаний финансового сектора в этом уверены абсолютное большинство – 88%.
Первый рейтинг финансовой грамотности регионов представили на сессии в рамках Российского инвестиционного форума
14 Февраля 2019
14 февраля 2019 года в рамках Российского инвестиционного форума в г. Сочи состоялась сессия «Финансовая грамотность как основа финансовой стабильности», в которой принял участие Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов Антон Силуанов. В ходе сессии был представлен рейтинг финансовой грамотности регионов – результат первого в стране исследования уровня финансовой грамотности населения, проведенного в каждом из 85 субъектов Российской Федерации в июле 2018 года.
Россияне стали ответственнее подходить к решению проблем с выплатами по кредиту
6 Февраля 2019
13% российских семей сталкивались с трудностями в выплате кредитов. Выросла доля тех, кто в случае затруднений готов обратиться в свой банк за отсрочкой платежа или увеличением срока кредита. При этом сократилось число планирующих обратиться за кредитом в другой банк, чтобы погасить текущий кредит. Это свидетельствует об ответственном поведении потребителей финансовых услуг.