Почти половина россиян готовы включить искусственное мясо в свой рацион

23 Марта 2020

Россияне интересуются экспериментами по выращиванию искусственного мяса, 41% опрошенных готовы употреблять такую продукцию в пищу. Для россиян важно, чтобы мясо, выращенное в лаборатории, было безопасно для здоровья. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного проектом «Едим лучше» совместно с Аналитическим центром НАФИ в январе 2020 года*.

Рынок пищевой промышленности активно развивается за счет использования новых технологий. Сегодня ученые пытаются вырастить культивируемое мясо «в пробирке» – из клеток животных создать мышечные волокна, которые можно употреблять в пищу. Более половины россиян (53%) слышали о подобных экспериментах. Интерес к этой теме чаще других проявляли мужчины (58%) и люди в возрасте от 45 до 59 лет (58%).

Многие россияне готовы употреблять в пищу мясо, выращенное в лаборатории – так, 41% готовы включить культивируемое мясо в свой рацион. Однако большинство (59%) относятся к таким продуктам с предубеждением.

Готовность употреблять в пищу мясо, выращенное в лаборатории, в первую очередь связана с безопасностью такой продукции. Каждый четвертый россиянин (24%) готов включить в свой рацион «мясо из пробирки», если оно безвредно для здоровья. 13% сказали, что для них важен вкус, вид и состав производимой в лаборатории продукции. Для 8% ключевую роль играет отсутствие в составе искусственного мяса антибиотиков и других вредных веществ. 6% представляется важным, чтобы процесс производства культивируемого мяса был открытый и понятный.

Другим фактором, который влияет на спрос на искусственное мясо, является его цена – 13% опрошенных отметили, что готовы употреблять в пищу культивируемое мясо, если по стоимости оно не будет дороже натурального.

Также для россиян важны этические и экологические аспекты производства культивируемого мяса. Каждый десятый (10%) может включить его в свой рацион, если для его производства не будут убивать животных. 6% будут учитывать, наносит ли производство культивируемого мяса вред окружающей среде.

Молодые люди чаще готовы употреблять в пищу мясо, выращенное в лаборатории, чем россияне в среднем (59% в возрастной группе от 18 до 24 лет, 41% в среднем по России). Спрос также зависит от пола (среди мужчин 44% готовы есть такую продукцию, среди женщин – 38%) и достатка. 45% россиян с высоким уровнем дохода готовы включить культивируемое мясо в свой рацион; для россиян с низким уровнем дохода доля составляет 36%.


Алексей Иванов, координатор проекта «Едим лучше»:

«Пока еще рано говорить о доступности культивируемого мяса на прилавках магазинов. Но то, что более 40% россиян готовы употреблять его в пищу, показывает важность развития этого направления и актуальность инвестирования в эту область».

Елена Никишова, директор социально-экономического направления Аналитического центра НАФИ:

«Учитывая, что женщины отвечают за питание в семье – занимаются закупкой продуктов, приготовлением пищи, кормлением детей, – производителям такого мяса необходимо работать именно с женской аудиторией, убеждая их, что такая продукция безопасна для здоровья. Сегодня женщины в меньшей степени готовы включать искусственно выращенное мясо в свой рацион.

Этичность содержания сельскохозяйственных животных — острый вопрос, часто встречающий критику организаций по защите прав животных всего мира. В странах Европы, США мы видим рост спроса на альтернативные мясные продукты. В России не так сильно развиты вегетарианство, экоактивизм, однако в последние несколько лет культ здоровья, здорового питания, здорового тела усилился. Ожидаем, что и доля людей, отказывающихся от потребления мяса, будет расти».


Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование


*Всероссийский опрос НАФИ проведен в январе 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

При потере работы накоплений россиян хватит в среднем на 63 дня
31 Марта 2020
Ситуация на рынке труда меняется в условиях эпидемиологического кризиса. Несмотря на то, что еще в начале марта большинство работающих россиян считали потерю работы маловероятной, сегодня многие чувствуют себя незащищенными. По оценкам почти половины граждан, в случае потери основного источника дохода они смогут оплачивать все необходимые расходы в течение месяца. 
Трудное поведение подростков: у чужих детей отмечают, у своих не замечают
31 Марта 2020

Каждый второй россиянин сталкивался с трудным поведением подростков – чаще всего не у своих детей, а у детей родственников или знакомых. Основная ответственность за трудное поведение детей, по мнению россиян, лежит на их семьях и родителях. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с благотворительным фондом «ШАЛАШ» в феврале 2020 года. 


Россияне стали реже давать милостыню и чаще жертвовать деньги «по воздуху»
27 Марта 2020

Число россиян, жертвующих деньги на благотворительность, за год сократилось. Изменились и способы, которыми предпочитают совершать пожертвования: за четыре года милостыню на улице стали давать в два раза реже, а пользоваться дистанционными, цифровыми каналами (например, банковскими переводами) – чаще. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в феврале 2020 года. 


Россияне готовы переплачивать за товар с государственной маркировкой органического продукта
26 Марта 2020

Каждый пятый россиянин считает, что продукция с маркировками «био», «эко», «органик» лучше товаров, продающихся без таких отметок, а каждый третий готов переплачивать за товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Роскачеством в январе 2020 года. 

Используемые методы