Рынок розничных электронных средств платежа – яркий пример того, как информационные технологии меняют ландшафт бизнеса. Трансформация рынка платежей формирует тренды в других отраслях экономики и стимулирует появление и развитие новых сервисов и продуктов в финансах, торговле, транспорте, туристической отрасли и многих других сферах. Сегодня ситуацию на рынке электронных платежей определяет высокая конкуренция между тремя ключевыми игроками: банками, операторами электронных денежных средств и мобильными операторами связи. Те кредитно-финансовые организации, которые приняли вызов высокотехнологичных игроков, постепенно трансформируются в IT-компании. Банки, которые не смогут адаптироваться к изменениям, будут вынуждены уйти. От усиления конкуренции на рынке электронных платежей прежде всего выигрывают потребители: повышается доступность и качество платёжных сервисов, расширяется спектр платёжных услуг. Однако люди не спешат пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет рынок. Анализ потребительских трендов показывает, что большинство наших сограждан по-прежнему для повседневной оплаты товаров и услуг используют наличные деньги и не пользуются современными цифровыми услугами и сервисами. Хотя постепенно доля предпочитающих безналичные платежи растёт и можно ожидать, что в течение ближайших 1-2 лет безналичные платежи и сервисы, построенные на их основе, будут востребованы большинством.
Данный материал продолжает серию отраслевых обзоров, посвященных рыночным и потребительским тенденциям:
- Социологические данные получены посредством ежемесячных инициативных всероссийских опросов Аналитического центра НАФИ, проводимых по национальной репрезентативной выборке в размере 2000 человек, не чем в 46 регионах Российской Федерации, в 152 населенных пунктах.
- Статистическая погрешность данных составляет не более 2,7%. Статистические данные получены из официальных источников: базы данных Всемирного банка DataBank, базы данных и публикаций Международного валютного фонда, информационных ресурсов ОЭСР, статистики Росстата, публикуемой отчетности Центрального банка, Росреестра.
- Данные анализа СМИ и социальных сетей получены из базы данных Interfax-SCAN.