МОСКВА, 21 мая 2018 г. Около миллиона компаний, то есть порядка 18% от всего сегмента малого и среднего бизнеса в России, должны установить онлайн-кассы в рамках второго этапа реформы 54-ФЗ. Из них 42% уже полностью или частично перешли на обслуживание клиентов с помощью онлайн-касс. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования*Аналитического центра НАФИ и производителя онлайн-касс «Эвотор», проведенного в апреле 2018 г.
Согласно данным Росстата, в России 5 308 000 компаний МСБ, включая индивидуальных предпринимателей* Почти 18% (948 051) из них – участники второго этапа кассовой реформы (54-ФЗ), начавшейся в 2017-м году и направленной на обеспечение прозрачности обращения наличности. В первом этапе реформы приняли участие крупные компании, во втором к ним присоединяются малые предприятия сферы торговли и общепита, имеющие наемных сотрудников и работающие по патентной системе налогообложения или использующие ЕНВД. И еще через год, до 1 июля 2019 года, в фокус реформы войдут организации и ИП без наемных сотрудников, оказывающие услуги населению.
36% участников второго этапа реформы заявили, что уже используют онлайн-кассы, еще 6% отметили, что вместе с онлайн-кассами в их компании используются и кассы старого образца. В 40% компаний на ЕНДВ или патентной системе налогообложения и имеющих штат сотрудников признались, что совсем не используют кассовую технику, а в 17% – что работают с техникой только старого образца.
Каждая пятая компания-участник второго этапа реформы (23%) планирует купить и установить онлайн-кассу в течение мая, еще треть сделают это не позднее 1 июля. 38% предпринимателей пока не определились с критериями выбора аппарата, для 36% стоимость будет решающим фактором.
Среди компаний, обязанных перейти на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года, треть (32%) заявили о том, что не планируют приобретать онлайн-кассу.
Каждый пятый предприниматель (22%) из числа участников второго этапа узнал о реформе в интернете. Еще 18% получили информацию от своего бухгалтера, а 15% – непосредственно от Федеральной налоговой службы. В целом 15% компаний-участников на момент опроса не знали о реформе.
Согласно закону, индивидуальным предпринимателям – участникам второго этапа кассовой реформы – положен налоговый вычет в размере 18 000 рублей на одну единицу контрольно-кассовой техники, который оформляется в конце года (при регистрации кассы до 1 июля 2018 года) и компенсирует затраты на их приобретение. Об этом информированы 49% ИП, 51% предпринимателей впервые услышали о такой возможности в ходе опроса. Тем не менее, 55% ИП считают, что налоговый вычет не покроет расходов на приобретение онлайн-касс.
Только 6% всех участники второго этапа кассовой реформы (и юрлица, и ИП) планируют повышать цены на свои услуги для компенсации расходов в связи с реформой. Еще 7% сделают это иным способом, 52% не будут ничего предпринимать.
Тимур Аймалетдинов, директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ:
«Малый и средний бизнес в России находится сейчас в непростом положении. С одной стороны, довлеют объективные экономические обстоятельства, с другой стороны, цифровизация способствует обелению бизнеса, маржинальность которого складывалась в те времена, когда прозрачность и открытость не были ценностями предпринимательской культуры. На этом фоне реформа воспринимается скорее негативно, любые изменения в налогообложении ощущаются как «проблема», а польза и преимущества реформы остаются в тени. Есть и предприниматели, для которых в силу недостаточной финансовой и технической грамотности любая инновация – это еще одна головная боль к и без того сложной для них системе административно-бюрократических требований. В этой связи важным видится проведение государством кампании по информированию предпринимателей о новых возможностях и преимуществах, что будет способствовать формированию у них более конструктивной позиции в отношении изменения в налоговом законодательстве, технической оптимизации бизнеса, ухода от старых, непрозрачных схем предпринимательской деятельности».
Александр Сорокин, заместитель начальника Управления оперативного контроля Федеральной налоговой службы:
«Задача ФНС заключается в том, чтобы процесс формирования налоговой базы для предпринимателей и налоговых органов был одинаково прозрачен. Сегодня фискальные данные позволяют предварительно анализировать предстоящие налоговые поступления. Повсеместное внедрение онлайн-касс будет способствовать созданию равных и комфортных условий ведения бизнеса.
Кроме того, важной особенностью нового порядка является QR-код, размещаемый на каждом кассовом чеке с полной информацией о совершенной транзакции, которую можно будет просмотреть через специальное приложение. С его помощью граждане смогут реализовать функцию гражданского контроля: чек можно будет просто и удобно проверить и получить в электронном виде, а в случае выявления нарушений – подать жалобу в ФНС России. Каждый россиянин сможет участвовать в осуществлении гражданского контроля за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники. Активная гражданская позиция является залогом создания прозрачной среды ведения бизнеса».
Иван Ефременко, заместитель исполнительного директора Общероссийской общественной организации «ОПОРА России»:
«Сегодня предприниматель может обратиться напрямую к производителю онлайн касс, чтобы купить необходимое оборудование. Регистрация также предельно удобна: либо через центр технического обслуживания, либо самостоятельно через электронные сервисы. Поэтому мы рассчитываем, что к 1 июля большинство предпринимателей смогут приобрести необходимую им технику. А для тех, кто еще осведомлен о реформе, мы проводим информационные мероприятия».
Андрей Романенко, генеральный директор компании «Эвотор»:
«Сегодня каждый предприниматель определяет для себя сам, какую он решает задачу: тактическую – соответствовать закону, или стратегическую – автоматизировать свой бизнес, стать более конкурентоспособным. Производители сегодня предлагают разные виды касс и по стоимости, и по функционалу. Самые дешевые простейшие кассы могут только печатать чеки и передавать данные в ФНС, смарт-терминалы дают малому бизнесу возможности автоматизации, выхода к различным приложениям, кошелькам, платежным инструментам, то есть делают бизнес более продвинутым».
«Используете ли Вы в своей работе контрольно-кассовую технику?»,
% организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников
% организаций розничной торговли и общественного питания, применяющие ЕНВД или патент, имеющие в штате наемных сотрудников | |
Да, используем и кассы старого образца, и онлайн-кассы | 6% |
Да, используем кассу старого образца | 17% |
Да, используем онлайн-кассу | 36% |
Нет, не используем кассовую технику | 40% |
Нет ответа | 1% |
«Собираетесь ли Вы приобретать онлайн-кассу? Если да, то как скоро?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников и не использующих онлайн-кассы
% организаций, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников и не использующих онлайн-кассы | |
Да, но не раньше, чем через год | 5% |
Да, в течение месяца | 23% |
Да, не позднее 1 июля 2018 года | 29% |
Не собираемся приобретать | 32% |
Затрудняюсь ответить | 11% |
«Знаете ли Вы или слышите сейчас впервые о том, что до 1 июля этого года предприятия, занимающиеся торговлей и общепитом должны перейти на использование онлайн-касс?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассы и не собирающихся их покупать
% организаций, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассы и не собирающихся их покупать | |
Да, знаю | 85% |
Слышу впервые | 15% |
«Откуда Вы услышали о новом порядке применения контрольно-кассовой техники?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников
% организаций, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников | |
Прочитал в Интернете | 22% |
Рассказал бухгалтер/юрист | 18% |
От ФНС | 15% |
Телевидение, радио | 9% |
От других предпринимателей | 5% |
Из массовых изданий | 3% |
Из справочно-правовой системы | 3% |
Из деловых изданий | 2% |
Другое | 17% |
Затрудняюсь ответить | 5% |
«Что для Вас важно в выборе онлайн-кассы?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассу, но планирующих ее купить
% организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассу, но планирующих ее купить | |
Стоимость | 36% |
Простота эксплуатации | 22% |
Техническая надежность | 18% |
Надежный поставщик кассы | 2% |
Скорость выполнения операций | 2% |
Большой набор функций | 2% |
Гарантийное обслуживание | 2% |
Другое | 6% |
Затрудняюсь ответить | 38% |
«Знаете ли вы о возможности компенсировать расходы на покупку онлайн-кассы за счет налогового вычета?», % индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения
% индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения | |
Да, знаю | 49% |
Слышу впервые | 51% |
«На ваш взгляд, налоговый вычет делает переход на онлайн-кассы более безболезненным для таких предприятий как Ваше?», % индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения
% индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения | |
Да, налоговый вычет компенсирует эти затраты | 33% |
Нет, налоговый вычет не покроет расходы на онлайн-кассы | 55% |
Затрудняюсь ответить | 12% |
«Если говорить в целом, как Вы относитесь к переходу на онлайн-кассы – положительно или отрицательно?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющие ЕНВД или патент, имеющие в штате наемных сотрудников, разбивка по типу предприятия
Юрлица | ИП | |
Скорее положительно | 38% | 13% |
Нейтрально | 19% | 28% |
Скорее отрицательно | 43% | 59% |