Около миллиона компаний МСБ станут участниками второго этапа кассовой реформы

21 Мая 2018

МОСКВА, 21 мая 2018 г. Около миллиона компаний, то есть порядка 18% от всего сегмента малого и среднего бизнеса в России, должны установить онлайн-кассы в рамках второго этапа реформы 54-ФЗ. Из них 42% уже полностью или частично перешли на обслуживание клиентов с помощью онлайн-касс. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования*Аналитического центра НАФИ и производителя онлайн-касс «Эвотор», проведенного в апреле 2018 г.

Согласно данным Росстата, в России 5 308 000 компаний МСБ, включая индивидуальных предпринимателейПочти 18% (948 051) из них – участники второго этапа кассовой реформы (54-ФЗ), начавшейся в 2017-м году и направленной на обеспечение прозрачности обращения наличности. В первом этапе реформы приняли участие крупные компании, во втором к ним присоединяются малые предприятия сферы торговли и общепита, имеющие наемных сотрудников и работающие по патентной системе налогообложения или использующие ЕНВД. И еще через год, до 1 июля 2019 года, в фокус реформы войдут организации и ИП без наемных сотрудников, оказывающие услуги населению.

36% участников второго этапа реформы заявили, что уже используют онлайн-кассы, еще 6% отметили, что вместе с онлайн-кассами в их компании используются и кассы старого образца. В 40% компаний на ЕНДВ или патентной системе налогообложения и имеющих штат сотрудников признались, что совсем не используют кассовую технику, а в 17% – что работают с техникой только старого образца.

Каждая пятая компания-участник второго этапа реформы (23%) планирует купить и установить онлайн-кассу в течение мая, еще треть сделают это не позднее 1 июля. 38% предпринимателей пока не определились с критериями выбора аппарата, для 36% стоимость будет решающим фактором.
Среди компаний, обязанных перейти на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года, треть (32%) заявили о том, что не планируют приобретать онлайн-кассу.

Каждый пятый предприниматель (22%) из числа участников второго этапа узнал о реформе в интернете. Еще 18% получили информацию от своего бухгалтера, а 15% – непосредственно от Федеральной налоговой службы. В целом 15% компаний-участников на момент опроса не знали о реформе. 

Согласно закону, индивидуальным предпринимателям – участникам второго этапа кассовой реформы – положен налоговый вычет в размере 18 000 рублей на одну единицу контрольно-кассовой техники, который оформляется в конце года (при регистрации кассы до 1 июля 2018 года) и компенсирует затраты на их приобретение. Об этом информированы 49% ИП, 51% предпринимателей впервые услышали о такой возможности в ходе опроса. Тем не менее, 55% ИП считают, что налоговый вычет не покроет расходов на приобретение онлайн-касс. 

Только 6% всех участники второго этапа кассовой реформы (и юрлица, и ИП) планируют повышать цены на свои услуги для компенсации расходов в связи с реформой. Еще 7% сделают это иным способом, 52% не будут ничего предпринимать. 

Тимур Аймалетдинов, директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ: 

«Малый и средний бизнес в России находится сейчас в непростом положении. С одной стороны, довлеют объективные экономические обстоятельства, с другой стороны, цифровизация способствует обелению бизнеса, маржинальность которого складывалась в те времена, когда прозрачность и открытость не были ценностями предпринимательской культуры. На этом фоне реформа воспринимается скорее негативно, любые изменения в налогообложении ощущаются как «проблема», а польза и преимущества реформы остаются в тени. Есть и предприниматели, для которых в силу недостаточной финансовой и технической грамотности любая инновация – это еще одна головная боль к и без того сложной для них системе административно-бюрократических требований. В этой связи важным видится проведение государством кампании по информированию предпринимателей о новых возможностях и преимуществах, что будет способствовать формированию у них более конструктивной позиции в отношении изменения в налоговом законодательстве, технической оптимизации бизнеса, ухода от старых, непрозрачных схем предпринимательской деятельности».

Александр Сорокин, заместитель начальника Управления оперативного контроля Федеральной налоговой службы:

«Задача ФНС заключается в том, чтобы процесс формирования налоговой базы для предпринимателей и налоговых органов был одинаково прозрачен. Сегодня фискальные данные позволяют предварительно анализировать предстоящие налоговые поступления. Повсеместное внедрение онлайн-касс будет способствовать созданию равных и комфортных условий ведения бизнеса.

Кроме того, важной особенностью нового порядка является QR-код, размещаемый на каждом кассовом чеке с полной информацией о совершенной транзакции, которую можно будет просмотреть через специальное приложение. С его помощью граждане смогут реализовать функцию гражданского контроля: чек можно будет просто и удобно проверить и получить в электронном виде, а в случае выявления нарушений – подать жалобу в ФНС России. Каждый россиянин сможет участвовать в осуществлении гражданского контроля за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники. Активная гражданская позиция является залогом создания прозрачной среды ведения бизнеса​».

Иван Ефременко, заместитель исполнительного директора Общероссийской общественной организации «ОПОРА России»:

«Сегодня предприниматель может обратиться напрямую к производителю онлайн касс, чтобы купить необходимое оборудование. Регистрация также предельно удобна: либо через центр технического обслуживания, либо самостоятельно через электронные сервисы. Поэтому мы рассчитываем, что к 1 июля большинство предпринимателей смогут приобрести необходимую им технику. А для тех, кто еще осведомлен о реформе, мы проводим информационные мероприятия».

Андрей Романенко, генеральный директор компании «Эвотор»:

«Сегодня каждый предприниматель определяет для себя сам, какую он решает задачу: тактическую – соответствовать закону, или стратегическую – автоматизировать свой бизнес, стать более конкурентоспособным. Производители сегодня предлагают разные виды касс и по стоимости, и по функционалу. Самые дешевые простейшие кассы могут только печатать чеки и передавать данные в ФНС, смарт-терминалы дают малому бизнесу возможности автоматизации, выхода к различным приложениям, кошелькам, платежным инструментам, то есть делают бизнес более продвинутым».

«Используете ли Вы в своей работе контрольно-кассовую технику?»,
% организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников

  % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющие ЕНВД или патент, имеющие в штате наемных сотрудников
Да, используем и кассы старого образца, и онлайн-кассы 6%
Да, используем кассу старого образца 17%
Да, используем онлайн-кассу 36%
Нет, не используем кассовую технику 40%
Нет ответа 1%

«Собираетесь ли Вы приобретать онлайн-кассу? Если да, то как скоро?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников и не использующих онлайн-кассы

  % организаций, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников и не использующих онлайн-кассы
Да, но не раньше, чем через год 5%
Да, в течение месяца 23%
Да, не позднее 1 июля 2018 года 29%
Не собираемся приобретать 32%
Затрудняюсь ответить 11%

«Знаете ли Вы или слышите сейчас впервые о том, что до 1 июля этого года предприятия, занимающиеся торговлей и общепитом должны перейти на использование онлайн-касс?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассы и не собирающихся их покупать

  % организаций, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассы и не собирающихся их покупать
Да, знаю 85%
Слышу впервые 15%

«Откуда Вы услышали о новом порядке применения контрольно-кассовой техники?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников

  % организаций, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников
Прочитал в Интернете 22%
Рассказал бухгалтер/юрист 18%
От ФНС 15%
Телевидение, радио 9%
От других предпринимателей 5%
Из массовых изданий 3%
Из справочно-правовой системы 3%
Из деловых изданий 2%
Другое 17%
Затрудняюсь ответить 5%

«Что для Вас важно в выборе онлайн-кассы?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассу, но планирующих ее купить

  % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД или патент, имеющих в штате наемных сотрудников, не использующих онлайн-кассу, но планирующих ее купить
Стоимость 36%
Простота эксплуатации 22%
Техническая надежность 18%
Надежный поставщик кассы 2%
Скорость выполнения операций 2%
Большой набор функций 2%
Гарантийное обслуживание 2%
Другое 6%
Затрудняюсь ответить 38%

«Знаете ли вы о возможности компенсировать расходы на покупку онлайн-кассы за счет налогового вычета?», % индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения

  % индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения
Да, знаю 49%
Слышу впервые 51%

«На ваш взгляд, налоговый вычет делает переход на онлайн-кассы более безболезненным для таких предприятий как Ваше?», % индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения

  % индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения
Да, налоговый вычет компенсирует эти затраты 33%
Нет, налоговый вычет не покроет расходы на онлайн-кассы 55%
Затрудняюсь ответить 12%

«Если говорить в целом, как Вы относитесь к переходу на онлайн-кассы – положительно или отрицательно?», % организаций розничной торговли и общественного питания, применяющие ЕНВД или патент, имеющие в штате наемных сотрудников, разбивка по типу предприятия

  Юрлица ИП
Скорее положительно 38% 13%
Нейтрально 19% 28%
Скорее отрицательно 43% 59%

*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ, проведен в апреле 2018 г. Опрошено 700 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
*Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России», 2017 г. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/mal-pred17.pdf
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Индекс готовности бизнеса женщин-предпринимателей к цифровой экономике
5 Октября 2018
Индекс готовности бизнеса к цифровой экономике среди женщин-предпринимателей составляет 45 п.п. из 100 возможных. При этом отмечается недостаточность внимания со стороны женщин-предпринимателей к защите и безопасности данных, а также к обучению сотрудников работе в цифровой среде. 
Предприниматели недовольны сложной процедурой ликвидации компаний
2 Октября 2018
Индивидуальные предприниматели ликвидируют свои компании чаще, чем представители микро- и малого бизнеса, зарегистрированного в других юридических формах. При этом представители юридических лиц чаще, чем индивидуальные предприниматели, характеризуют процедуру закрытия компании как сложную.
Среди женского населения РФ две трети потенциальных предпринимателей
25 Сентября 2018
Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index) в августе 2018 года составил 69,4 п.п. С момента старта исследования в 2015 году Индекс вырос на 13 п.п.
Малый и средний бизнес стал реже привлекать финансирование
13 Июля 2018
Малый и средний бизнес стал реже обращаться за финансированием – сегодня его привлекают лишь треть российских предприятий. Снизилась доля предприятий, оформляющих залоговый банковский кредит для бизнеса. Четверть предпринимателей ожидают повышения доступности заемного финансирования для бизнеса в ближайшие полгода. 

Используемые методы