NAFI and Google found out how digital platforms help develop creative entrepreneurship in Russia

10 November 2021
 

Thanks to the current level of digitalization, creative companies are growing 3-5 times faster than the entire economy as a whole. Those who used digital platforms were less affected by the effects of the pandemic. 82% of creative entrepreneurs in Russia are convinced of the effectiveness of digital platforms for developing their business, and 44% plan to use online platforms more for selling goods and services, advertising, PR, marketing, online learning. Foreign platforms are becoming an important export channel for creative industries: 79% of creative exporting companies use them in their work.

The majority of creative entrepreneurs (82%) consider digital platforms - primarily Instagram, VKontakte, YouTube - effective tools for developing and increasing business profitability. These are the results of an all-Russian study* on the contribution of digital platforms to the development of creative industries and support for creative entrepreneurship in Russia, conducted by the NAFI Analytical Center with the support of Google, as well as the Federation of Intellectual Property, the Federation of Creative Industries and the Committee on Intellectual Property and Creative Industries of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs . Digital platforms account for over a quarter (27%) of creative industries revenue. Among the priority plans for the near future, 74% of creative entrepreneurs named the promotion of products, brands on the Internet, and 44% plan to use online platforms more (the main goals are: selling goods and services, advertising, PR, marketing, online education, etc.).

According to the study, creative entrepreneurs are more likely to work in the fields of advertising and technology. The TOP-5 popular areas for such entrepreneurs include: advertising and promotion, IT and video games, architecture and education.

The United Nations has declared 2021 the International Year of the Creative Economy. Digital platforms - social networks, video hosting, websites, applications - have become the engine of the creative economy and have rapidly developed into a pandemic.

Those creative entrepreneurs who used digital platforms suffered less from the consequences of the pandemic: 50% were able to turn the crisis in their favor.

At the start of the pandemic, most representatives of the creative business (76%) did not have time to adjust to the new working conditions under the restrictions and faced a number of problems - first of all, with a drop in demand (49%) and income (42%). Nevertheless, many were able to find new points of growth during the crisis. 18% of creative entrepreneurs launched new products/services on the market and started working in new directions, 12% improved their companies' presence in social networks and the Internet in general, and 21% noted an increase in online skills of their employees.

Creative entrepreneurs appreciate the importance of international digital platforms in the successful start and development of export activities. First of all, they would like to use Google, AliExpress, Yandex, Facebook and Amazon for these purposes.

The sale of goods and services through foreign digital platforms provides about half of the total revenue in the export category. Most Russian creative entrepreneurs who work for export sell their goods and services online. Most often they use their own websites (31%), Instagram (25%), VKontakte (21%), Yandex services (21%), Facebook (13%) and YouTube (10%).

23% of those who export or are interested in exporting are sure that in order to increase current volumes or enter new markets, it is necessary to use large foreign digital platforms (Amazon, AliExpress, Google Play, etc.). Another 20% believe that learning about exports through digital platforms will help start and expand export activities.

Two-thirds of creative entrepreneurs (64%) are not yet involved in export activities, but are interested in entering international markets. Every fifth (22%) plans to start exporting their goods or services in the next 1-2 years. Entrepreneurs interested in exporting expect a 1.5-fold increase in revenue in the first year of deliveries abroad. The products and services of Russian creative entrepreneurs are in demand abroad, primarily in the markets of the CIS countries and Europe.

Digital platforms are no longer just a means of communication and entertainment. According to Russians, creative digital platforms allow them to trade, get an education, look for a job and earn money.

Thus, every third Internet user in Russia (36%) received additional education in an online format over the past year (6% studied through YouTube). Most often, users improved their skills for work or study, mastered a new profession, learned creativity. 15% of respondents maintain personal or business blogs, including to promote their business. Most of all, Russians are attracted to such creative areas as cinema, television, video, audio and photo content (56%), as well as books, newspapers, magazines (47%) and video games (34%).

Guzelia Imaeva, General Director of the NAFI Analytical Center:

“The study of digital platforms as a driver for the development of creative industries, which we conducted together with Google, is unique. We interviewed three target audiences - creative business, the public and the expert community.

Internet users are increasingly turning to digital platforms to meet their vital and social needs. Most get information about their hobbies online and are willing to spend time and money on their hobbies.

Digital platforms open up great opportunities for creative industries. At the same time, up to a third of creative entrepreneurs still do not use digital channels. This potential can and should be unlocked. For example, by increasing the level of digital competencies of entrepreneurs, teaching them how to manage creative projects and protect their intellectual property. Further popularization of the concept of creative entrepreneurship and related opportunities is needed”.

Marina Zhunich, Director of Government Relations, Google Russia:

“Joint research with the NAFI Analytical Center has become part of our work to study and popularize the role of digital platforms in the development of creative entrepreneurship and creative industries in Russia. The data that we have received confirms the importance and great potential of using digital technologies in the creation and promotion of a creative product by creative industries, including foreign markets. Almost half of creative entrepreneurs (46%) noted that thanks to exporting only through digital platforms, the share of their revenue over the past year amounted to up to 49%, another 15% indicated revenue from 50% to 100%. This trend is also confirmed by our own data - more than 60% of the time spent watching Russian content falls on foreign audiences. We at Google will continue to work hard to enable creative people to share their ideas and projects, market their products and services, make money from them, and export them around the world”.

* The all-Russian study was conducted by the NAFI Analytical Center in the spring of 2021. The study included several stages: an online survey of 3,000 Internet users aged 14-65, 12 sessions of online focus groups with active Internet users, a telephone survey of 1,008 entrepreneurs in the field creative industries, 13 in-depth interviews with experts.
Type of publication: Poll results

Related publications

В Китае – дисциплина, в Японии – технологии, во Франции и Италии – кулинария: россияне рассказали, чем интересуются в других странах
21 June 2022

Аналитический центр НАФИ изучил отношение россиян к культурам разных стран, чтобы узнать, какими странами и регионами они больше всего интересуются и на какие культурологические аспекты обращают внимание. Россияне оценивали не только то, что традиционно относится к объектам культуры (архитектуру, искусство, историю и др.), но и в целом «уклад жизни» (устройство экономики, систему образования, здравоохранения и т. д.) и отличительные черты жителей этих стран (уровень дисциплины, трудоспособность, дружелюбие и т. п.).




К 60-летию Виктора Цоя: как группу «КИНО» воспринимают представители разных поколений
21 June 2022

Сегодня музыканту и лидеру группы «КИНО» Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Абсолютное большинство россиян (98%) знакомы с творчеством В. Цоя, две трети хорошо знают его песни. «КИНО» для россиян вспоминается прежде всего песнями «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Кукушка». Таковы данные исследования Аналитического центра НАФИ.

Каждый пятый россиянин закупал товары впрок
20 June 2022
В периоды резких социально-экономических изменений нередко создается впечатление, что запасы тех или иных товаров делают абсолютно все. Однако в действительности c начала марта этого года закупались товарами впрок 20% россиян, а 80% не делали никаких запасов.
Россияне высоко оценили вклад НКО в сохранение природы
6 June 2022

Всемирный фонд дикой природы провел серию исследований, чтобы выяснить, как жители нашей страны относятся к природоохранным НКО. Аналитический центр НАФИ выступил оператором исследования.

The methods used

НАФИ и Google выяснили, как цифровые платформы помогают развивать креативное предпринимательство в России

10 Ноября 2021

Благодаря современному уровню цифровизации креативные компании растут в 3-5 раз быстрее, чем вся экономика в целом. Те, кто использовали цифровые платформы, меньше пострадали от последствий пандемии. 82% креативных предпринимателей в России убеждены в эффективности цифровых платформ для развития их бизнеса, а 44% планируют больше использовать онлайн-платформы для продажи товаров и услуг, рекламы, PR, маркетинга, онлайн-обучения. Зарубежные платформы становятся важным каналом экспорта для креативных индустрий: 79% креативных компаний-экспортеров используют их в своей работе.

 

Большинство креативных предпринимателей (82%) считают цифровые платформы – в первую очередь, Instagram, ВКонтакте, YouTube – эффективными инструментами для развития и увеличения прибыльности бизнеса. Таковы результаты всероссийского исследования* о вкладе цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства в России, проведенного Аналитическим центром НАФИ при поддержке Google, а также Федерации интеллектуальной собственности, Федерации креативных индустрий и Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей. На цифровые платформы приходится более четверти (27%) выручки креативных индустрий. В числе приоритетных планов на ближайшее время 74% креативных предпринимателей назвали продвижение продуктов, бренда в интернете, а 44% планируют больше использовать онлайн-платформы (основные цели: продажа товаров и услуг, реклама, PR, маркетинг, онлайн-обучение и пр.).

По результатам исследования, креативные предприниматели чаще работают в сферах рекламы и технологий. В ТОП-5 популярных сфер у таких предпринимателей входят: реклама и продвижение, IT и видеоигры, архитектура и образование.

ООН объявила 2021 год международным годом креативной экономики. Цифровые платформы – социальные сети, видеохостинги, сайты, приложения – стали двигателем креативной экономики и быстро развивались в пандемию.

Те креативные предприниматели, которые использовали цифровые платформы, меньше пострадали от последствий пандемии: 50% смогли развернуть кризис в свою пользу.  

На момент начала пандемии большинство представителей творческого бизнеса (76%) не успели перестроиться под новые условия работы в режиме ограничений и столкнулись с рядом проблем – в первую очередь, с падением спроса (49%) и доходов (42%). Тем не менее многие смогли найти новые точки роста в кризис. Выпустили на рынок новые продукты/услуги и начали работать по новым направлениям 18% креативных предпринимателей, улучшили представленность своих компаний в соцсетях и интернете в целом – 12%, а 21 % отметили повышение навыков работы онлайн у своих сотрудников.

Креативные предприниматели ценят значимость международных цифровых платформ в успешном старте и развитии экспортной деятельности. В первую очередь для этих целей они бы хотели использовать Google, AliExpress, Яндекс, Facebook и Amazon.

Реализация товаров и услуг через зарубежные цифровые платформы дает примерно половину выручки от общего объема в категории экспорта. Большинство российских креативных предпринимателей, которые работают на экспорт, реализуют свои товары и услуги онлайн. Чаще всего они используют собственные сайты (31%), Instagram (25%), ВКонтакте (21%), сервисы Яндекс (21%), Facebook (13%) и YouTube (10%).

23% тех, кто экспортирует или заинтересован в экспорте, уверены, что для увеличения текущих объемов или выхода на новые рынки необходимо использовать крупные зарубежные цифровые платформы (Amazon, AliExpress, Google Play и др.). Еще 20% считают, что старту и расширению экспортной деятельности поможет получение знаний об экспорте через цифровые платформы.

Две трети креативных предпринимателей (64%) еще не ведут экспортную деятельность, но заинтересованы в выходе на международные рынки. Каждый пятый (22%) планирует начать экспорт своих товаров или услуг в ближайшие 1-2 года. Предприниматели, заинтересованные в экспорте, ожидают увеличения выручки в полтора раза уже в первый год поставок за рубеж. Продукты и услуги российских креативных предпринимателей пользуются спросом за рубежом – в первую очередь, на рынках стран СНГ и Европы.

Цифровые платформы уже не только средство для общения и развлечения. По мнению россиян, креативные цифровые площадки позволяют им вести торговлю, получать образование, искать работу и зарабатывать.

Так, каждый третий интернет-пользователь в России (36%) за последний год получил дополнительное образование в онлайн-формате (6% обучались через YouTube). Чаще всего пользователи повышали свою квалификацию для работы или учебы, осваивали новую профессию, учились творчеству. 15% опрошенных ведут личные или бизнес-блоги, в том числе и для продвижения своего бизнеса. Больше всего россиян привлекают такие креативные сферы, как кино, телевидение, видео-, аудио- и фотоконтент (56%), а также книги, газеты, журналы (47%) и видеоигры (34%).


Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Исследование цифровых платформ как драйвера развития креативных индустрий, которое мы провели вместе с Google, уникально. Мы опросили три целевые аудитории – креативный бизнес, население и экспертное сообщество.

Интернет-пользователи все активнее обращаются к цифровым платформам для удовлетворения жизненных и социальных потребностей. Большинство получают информацию по своим увлечениям онлайн и готовы тратить на свои хобби время и деньги.

Цифровые платформы открывают для креативных индустрий большие возможности. При этом до трети креативных предпринимателей до сих пор не используют цифровые каналы. Это потенциал можно и нужно раскрывать. Например, повышая уровень цифровых компетенций предпринимателей, обучая их управлять творческими проектами и защищать свою интеллектуальную собственность. Необходима дальнейшая популяризация концепта креативного предпринимательства и связанных с ним возможностей».

Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти, Google Россия:

«Совместное исследование с Аналитическим центром НАФИ стало частью нашей работы по изучению и популяризации роли цифровых платформ в развитии креативного предпринимательства и креативных индустрий в России. Данные, которые мы получили, подтверждают важность и большой потенциал использования цифровых технологий в создании и продвижении креативного продукта творческими индустриями, в том числе и на зарубежные рынки. Почти половина креативных предпринимателей (46%) отметили, что благодаря экспорту только через цифровые платформы доля их выручки за прошедший год составила до 49%, еще 15% указали выручку от 50% до 100%. Эту тенденцию подтверждают и наши собственные данные - больше 60% времени просмотра российского контента приходится на зарубежную аудиторию. Мы в Google продолжим прикладывать усилия, чтобы творческие люди могли рассказывать о своих идеях и проектах, продвигать свои товары и услуги, зарабатывать на них и экспортировать их по всему миру».




*Всероссийское исследование проведено Аналитическим центром НАФИ весной 2021 г. Исследование включало в себя несколько этапов: онлайн-опрос 3000 интернет-пользователей в возрасте 14-65 лет, 12 сессий онлайн фокус-групп с активными интернет-пользователями, телефонный опрос 1008 предпринимателей в сфере креативных индустрий, 13 глубинных интервью с экспертами.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Молодежь ожидает от работодателей соблюдения принципов ESG
28 Июня 2022

Соблюдение норм заботы о здоровье и профессиональном развитии персонала, качества корпоративного управления, ответственного отношения к окружающей среде является важным критерием выбора работодателя для подавляющего большинства представителей молодежи. Таковы результаты всероссийского репрезентативного опроса молодежи. Сбор данных осуществлялся с помощью онлайн-панели Тет-о-Твет-М





В Китае – дисциплина, в Японии – технологии, во Франции и Италии – кулинария: россияне рассказали, чем интересуются в других странах
21 Июня 2022

Аналитический центр НАФИ изучил отношение россиян к культурам разных стран, чтобы узнать, какими странами и регионами они больше всего интересуются и на какие культурологические аспекты обращают внимание. Россияне оценивали не только то, что традиционно относится к объектам культуры (архитектуру, искусство, историю и др.), но и в целом «уклад жизни» (устройство экономики, систему образования, здравоохранения и т. д.) и отличительные черты жителей этих стран (уровень дисциплины, трудоспособность, дружелюбие и т. п.).




К 60-летию Виктора Цоя: как группу «КИНО» воспринимают представители разных поколений
21 Июня 2022

Сегодня музыканту и лидеру группы «КИНО» Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Абсолютное большинство россиян (98%) знакомы с творчеством В. Цоя, две трети хорошо знают его песни. «КИНО» для россиян вспоминается прежде всего песнями «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Кукушка». Таковы данные исследования Аналитического центра НАФИ.

Каждый пятый россиянин закупал товары впрок
20 Июня 2022
В периоды резких социально-экономических изменений нередко создается впечатление, что запасы тех или иных товаров делают абсолютно все. Однако в действительности c начала марта этого года закупались товарами впрок 20% россиян, а 80% не делали никаких запасов.

Используемые методы