На рынке корпоративного обучения востребованы программы по финансам и бухучету

27 Сентября 2017

МОСКВА, 27 сентября 2017 года. Половина средних и крупных компаний, обучающих своих сотрудников, сфокусированы на организацию курсов по финансовому менеджменту и бухучету. Наименее востребованные программы – иностранные языки и массовые коммуникации. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей среднего и крупного бизнеса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июле 2017 г. совместно с агентством по организации образования за рубежом AcademConsult*

За последние три года в 65% средних и крупных компаний сотрудники проходили корпоративное обучение (переподготовку, повышение квалификацию, стажировки). Доля таких компаний среди среднего бизнеса практически такая же, как и среди крупного (64% и 67% соответственно). Треть предприятий не отправляли работников на курсы или стажировки за последние три года (33%). 

В основном на рынке востребованы образовательные программы по финансовому менеджменту, бухучету и налогообложению (их проходили в 49% организаций) и по трудовому праву и кадровому производству (36%). Реже обращались к обучению эффективным продажам (23%) и менеджменту (16%). Курсы по маркетингу и тайм-менеджменту были актуальны для 13% предприятий соответственно. HR-технологиям и логистике обучались в 11% организаций, а работе в команде – в каждой десятой. 

В ближайшие 2-3 года 10% организаций среднего и крупного бизнеса планируют организовать для сотрудников обучение по языковым программам. Не строят таких планов 83% предприятий. 

«Проходили ли сотрудники Вашей компании обучение (программы переподготовки, курсы повышения квалификации, стажировки и т.п.) за счет компании в течение последних трех лет? При ответе учитывайте, пожалуйста, программы обучения в России», в % от всех опрошенных

  

  Все опрошенные Средние предприятия Крупные предприятия
Да, сотрудники нашей компании проходили обучение за счет компании 65 64 67
Нет, сотрудники нашей компании обучение не проходили 33 35 28
Затрудняюсь ответить / отказ от ответа 2 1 5

«По каким программам проходили обучение сотрудники Вашей компании (за счет компании)? Я Вам сейчас зачитаю различные варианты образовательных программ, а Вы укажите, пожалуйста, по каким программам обучались Ваши сотрудники»**, в % от опрошенных, которые указали, что сотрудники компании проходили обучение 

  % опрошенных
Финансовый менеджмент, бухучет и налогообложение 49
Трудовое право, кадровое производство 36
Эффективные продажи 23
Менеджмент и управленческие стратегии 16
Маркетинг и продвижение 13
Планирование времени (тайм менеджмент) 12
HR-технологии, управление персоналом 11
Логистика, закупки, снабжение 11
Командообразование (тим билдинг) 10
Информационные технологии, связь и телекоммуникации 7
Иностранные языки, языковые программы 6
Массовые коммуникации, PR, реклама 4
Другое  30
Затрудняюсь ответить / отказ ответа 10
 

«Планирует ли компания обучать сотрудников по языковым программам в ближайшие 2-3 года за счет компании? При ответе учитывайте, пожалуйста, программы обучения в России.», в % от опрошенных, которые следят за информацией о корпоративных конфликтах

  Все опрошенные Средние предприятия Крупные предприятия
Да, компания планирует обучение сотрудников по языковым программам 10 10 11
Нет, компания не планирует обучения сотрудников по языковым программам 83 84 79
Затрудняюсь ответить / отказ от ответа 7 6 10

*Репрезентативный всероссийский опрос представителей российских предприятий проведен НАФИ в июле 2017 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
**Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов
Тип публикации: Результаты опросов
Текущее корпоративное образование носит скорее обслуживающий, чем прогрессивный характер. В большинстве компаний оно закрывает потребности развития компетенций для базовых процессов в бухгалтерском и кадровом учете, в продажах. В случае с бухучетом это продиктовано привязкой к меняющейся законодательной базе, в случае с продажами –динамизмом профессии. Однако с развитием технологий именно базовые процессы автоматизируются в первую очередь. И в ближайшем будущем рынку корпоративного образования нужно будет предлагать компаниям программы, направленные на компетенции более высокого уровня (менеджмент, коммуникации и т.п.). Основной вызов – сделать прозрачной систему оценки эффективности обучения и выработать измеримые показатели повышения эффективности каждого сотрудника. Отмечу, что в отличии от России за рубежом от года к году увеличиваются затраты на корпоративное обучение. Особенный рост бюджетов - в сфере технологичных производств и консалтинговых услуг
руководитель направления HR-исследований, исследований в сфере энергетики

Похожие публикации

Как руководители предприятий мотивируют сотрудников?
19 Октября 2016

За последний год различные инструменты дополнительной материальной мотивации сотрудников использовали руководители 74% малых и средних предприятий. Самые распространенные способы – выплата премий и сверхурочных, а также индексация зарплат.

Используемые методы