Креативные кластеры в условиях пандемии

4 Июня 2020

Доходность креативных кластеров напрямую зависит от платежеспособности арендаторов. По исследованиям НАФИ, именно малый бизнес сильнее всего пострадал в сложившихся условиях – и, как следствие, после введения ограничительных мер креативные кластеры потеряли до 70% финансовых поступлений (об этом говорят опрошенные НАФИ эксперты). 

При негативном сценарии развития событий на рынке коммерческой недвижимости высвободится порядка 1,6 млн кв. м площадей. Именно столько по разным оценкам составляет общая площадь креативных кластеров в России. Без работы могут остаться свыше 600 тысяч человек. 

С 1 июня началось поэтапное снятия ограничений в России. От того, как будет происходить возвращение посетителей, будет зависеть восстановление бизнеса креативных пространств. 

В представленном исследовании рассмотрены следующие моменты, касающиеся существования креативных кластеров в России:

  • Основные этапы становления креативных кластеров в России

  • Креативные кластеры до пандемии – особенности развития и основные источники доходов

  • Специфика функционирования креативных кластеров в кризисных условиях во время пандемии

  • Креативные кластеры после пандемии – прогнозы развития ситуации после снятия ограничений.

Ключевые выводы исследования основаны на данных, полученных в два этапа:

  • Кабинетное исследование включило в себя анализ информации, полученной из открытых источников (СМИ), анализ информации по теме строительства и недвижимости консалтинговых и профильных агентств (PwC, ЦИАН), вторичный анализ исследований НАФИ по направлению строительства и недвижимости и анализ научной литературы.

  • Также были проведены глубинные интервью с четырьмя экспертами, работающими в сфере креативных индустрий. 


Алина Шебанова, директор отдела маркетинга и PR Центра дизайна Artplay:

«Поскольку в кризисный период на рынке недвижимости происходит масштабная трансформация, многие объекты меняют собственников и перепрофилируются, роль архитекторов и дизайнеров возрастет: направление ждет подъем. Креативное образование также продолжит развиваться, причем с сохранением живого контакта студента и преподавателя. Конечно, после снятия ограничений ожидается сокращение количества выставок и массовых мероприятий по сравнению с периодом до введения мер, но мы надеемся, что активность посетителей постепенно возобновится».


Пример того, как преобразился городской ландшафт благодаря формированию креативного кластера

Креативные кластеры



 

Тип публикации: Обзор статистики
Скачать полное исследование
«Креативные кластеры в условиях пандемии»

Похожие публикации

События и тренды на рынке недвижимости. Отраслевой обзор №4 (17), 2020
17 Июля 2020

Настоящий обзор посвящен изменениям, которые произошли на рынке недвижимости и ипотечного кредитования, особенностям потребительского спроса и потребительским трендам в обустройстве дома.


Перепланировка и новые интерьеры: после пандемии треть россиян собираются улучшать жилищные условия
16 Июля 2020
Треть россиян после окончательного снятия ограничительных мер собираются улучшать свои жилищные условия, несмотря на сложную экономическую ситуацию и необходимость сокращать расходы. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ в рамках спецпроекта «Новая нормальность».


Государственные меры поддержки могут простимулировать покупку до 300 млн кв. м. жилья
11 Июня 2020

Изменения в экономике в связи с пандемией коронавируса негативно сказались на материальном положении граждан, и сокращение спроса на жилье является закономерным следствием подобного снижения доходов населения. Государственные программы по улучшению жилищных условий, принятые для смягчения негативных экономических последствий, могут стать привлекательным решением для семей, отложивших покупку жилья, и поддержать российский рынок жилой недвижимости. Еще до пандемии в России были востребованы такие государственные программы, как «материнский капитал» (25%) и «семейная ипотека с господдержкой» (22%).


Чистый воздух – наше все: экология в понимании россиян
23 Апреля 2020

В сознании большинства россиян термин «экологическая ситуация» ассоциируется с чистотой воздуха. Это самый главный признак хорошей экологии для россиян. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2020 года.