Доходность креативных кластеров напрямую зависит от платежеспособности арендаторов. По исследованиям НАФИ, именно малый бизнес сильнее всего пострадал в сложившихся условиях – и, как следствие, после введения ограничительных мер креативные кластеры потеряли до 70% финансовых поступлений (об этом говорят опрошенные НАФИ эксперты).
При негативном сценарии развития событий на рынке коммерческой недвижимости высвободится порядка 1,6 млн кв. м площадей. Именно столько по разным оценкам составляет общая площадь креативных кластеров в России. Без работы могут остаться свыше 600 тысяч человек.
С 1 июня началось поэтапное снятия ограничений в России. От того, как будет происходить возвращение посетителей, будет зависеть восстановление бизнеса креативных пространств.
В представленном исследовании рассмотрены следующие моменты, касающиеся существования креативных кластеров в России:
-
Основные этапы становления креативных кластеров в России
-
Креативные кластеры до пандемии – особенности развития и основные источники доходов
-
Специфика функционирования креативных кластеров в кризисных условиях во время пандемии
-
Креативные кластеры после пандемии – прогнозы развития ситуации после снятия ограничений.
Ключевые выводы исследования основаны на данных, полученных в два этапа:
-
Кабинетное исследование включило в себя анализ информации, полученной из открытых источников (СМИ), анализ информации по теме строительства и недвижимости консалтинговых и профильных агентств (PwC, ЦИАН), вторичный анализ исследований НАФИ по направлению строительства и недвижимости и анализ научной литературы.
-
Также были проведены глубинные интервью с четырьмя экспертами, работающими в сфере креативных индустрий.
Алина Шебанова, директор отдела маркетинга и PR Центра дизайна Artplay:
«Поскольку в кризисный период на рынке недвижимости происходит масштабная трансформация, многие объекты меняют собственников и перепрофилируются, роль архитекторов и дизайнеров возрастет: направление ждет подъем. Креативное образование также продолжит развиваться, причем с сохранением живого контакта студента и преподавателя. Конечно, после снятия ограничений ожидается сокращение количества выставок и массовых мероприятий по сравнению с периодом до введения мер, но мы надеемся, что активность посетителей постепенно возобновится».
Пример того, как преобразился городской ландшафт благодаря формированию креативного кластера