Комфорт или экология? Какие причины заставят автолюбителей чаще использовать общественный транспорт

14 Ноября 2022

Личный автомобиль является главным источником загрязнения воздуха в крупнейших агломерациях, на который приходится более чем 30% общего объема выбросов в атмосферу, в Москве – более 90%*. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду Транспортная стратегия России до 2030 года в качестве безальтернативного варианта предусматривает развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей. По прогнозам, общий прирост пассажиров общественного транспорта к 2035 году по сравнению с 2019 годом составит 11%. Аналитический центр НАФИ выяснил, насколько российские автолюбители** готовы активнее использовать общественный транспорт***.

Исследование проведено на собственной онлайн-панели НАФИ Тет-о-Твет

ПОДРОБНЕЕ О НАШИХ РЕШЕНИЯХ >>

В опросе участвовали 1000 россиян со всех регионов Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше – это автолюбители, которые имеют автомобиль в семье и используют личный транспорт наравне или чаще с общественным.

В среднем в течение недели автолюбители совершают 20 поездок, из которых 14 – на автомобиле (личное авто, такси или каршеринг), 6 – на общественном транспорте.
60% автолюбителей передвигаются преимущественно на личном транспорте (35% используют только автомобиль, 25% – чаще автомобиль, но все же иногда и общественный транспорт).

40% опрошенных примерно с одинаковой частотой пользуются личным и общественным транспортом.
В одних семьях, в которых есть автомобиль, водит его преимущественно владелец (41%), в других – члены семьи наравне с владельцем (32%), в третьих – преимущественно другие члены семьи (27%). При этом среди владельцев автомобилей преобладают мужчины (70% против 30% женщин).

ТОП-5 причин выбора личного автомобиля:

·         комфорт и наличие личного пространства (33%);
·         простота передвижения: не нужно думать о расписании и пересадках (25%);
·         привычка ездить именно на машине (24%);
·         необходимость за короткое время добраться в нужное место (20%);
·         необходимость остановиться в нескольких местах во время поездки (17%).

Чаще всего личные автомобили используются для крупных семейных дел и поездок за город (на дачу – 78%, на природу – 77%, по магазинам – 60%). Реже машину выбирают для поездок в кафе или рестораны (31%), на учебу (33%) и на работу (37%).

Причины выбора общественного транспорта

Общественный транспорт автолюбители выбирают для поездок зачастую в качестве вынужденной меры:

·         если личный автомобиль занят другими членами семьи (31%);
·         если есть усталость или недомогание, не позволяющие управлять транспортным средством (11%);
·         если поездка должна быть не в час пик и общественный транспорт не перегружен (10%);
·         если нельзя садиться за руль из-за приема лекарственных препаратов, алкогольных напитков (9%).

Чаще всего общественный транспорт необходим, чтобы добраться до кафе или ресторана (31%), до учебного заведения (25%), до театра, кинотеатра или другого учреждения культуры или досуга (20%). Однако в целом российские автолюбители демонстрируют готовность использовать общественный транспорт разнообразнее: для систематических поездок (на работу – 40%, на учебу – 37%, на личные встречи – 32%) и для единичных досуговых поездок (на развлекательные и культурные мероприятия – 37%, на прогулки – 37%, в кафе/ресторан – 36%).

Несмотря на наличие ряда преимуществ, которые имеет личный автомобиль, автолюбители отмечают ряд причин, при которых они будут отдавать предпочтение общественному транспорту.

Самыми распространенными причинами являются:

·         дорогое содержание автомобиля (высокая стоимость бензина, парковок в городе, ремонта) – 37%,
·         состояние здоровья, которое не будет позволять управлять автомобилем – 37%,
·         повышение частоты движения общественного транспорта – 34%,
·         ухудшение ситуации на дорогах, проблемы с пробками – 31%,
·         появление новых маршрутов общественного транспорта, более удобных для передвижения – 29%,
·         появление остановок общественного транспорта в большей близости к дому – 26%,
·         ограничения и запреты на движения автомобилей в городе – 23%,
·         снижение стоимости проезда в общественном транспорте – 22%,
·         создание удобных и бесплатных парковок для личных автомобилей около крупных остановок общественного транспорта – 15%.

В меньшей степени на выбор российских автолюбителей будут влиять общественные установки в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических правил. Так, каждый десятый (11%) заявляет о готовности активнее использовать общественный транспорт, если будет уверен в том, что пассажиры с симптомами простуды будут соблюдать масочный режим.

Экологические мотивы, которые являются приоритетными для государства, стоят на самом последнем месте среди причин реже использовать личный транспорт у автолюбителей. Только 7% из них готовы пересаживаться на общественный транспорт, если ухудшится экологическая обстановка.

Ни при каких условиях не готовы активнее использовать общественный транспорт для поездок 4% опрошенных. Прежде всего это мужчины (5% против 3% женщин), респонденты от 18 до 24 лет (7%), многодетные родители (6% - среди тех, у кого в семье 5 и более человек).

Наталья Кузнецова, руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ:


«Качество транспортной инфраструктуры во многом определяет качество жизни современного городского жителя. По многим исследованиям мы видим, что развитие транспорта, его физическая доступность, проблема перегруженности дорожных артерий – чувствительные темы для жителей городов (например, ярко это проявилось в одном из последних исследований НАФИ**** среди жителей Москвы).

Можно выделить несколько направлений работы по популяризации использования общественного транспорта в городах:
·         развитие и совершенствование системы общественного транспорта (повышение частоты его следования, адаптация маршрутов под потребности жителей, расширение сети остановочных пунктов, разработка гибкой системы оплаты проезда и пр.);
·         повышение комфортности поездок в общественном транспорте (климат-контроль, доступ к сети интернет, удобный и чистый салон и пр.);
·         широкая информационная работа, направленная на освещение положительных изменений в системе общественного транспорта, а также его роли в улучшении экологической ситуации в городах;
·         изучение и внедрение практики организации бесплатных пересадочных парковок, комфортной среды для возможностей комбинации личного и общественного транспорта.

Развитие сегмента общественного транспорта имеет не только прямой положительный социальный эффект, но и стимулирует развитие производственной отрасли: в условиях переориентации экономики будут совершенствоваться инженерная школа, производственные процессы, промышленные предприятия в дорожном строительстве, в сфере ремонта и технического обслуживания дорог.
В текущий момент в России нужно продолжать развивать инфраструктуру общественного транспорта, повышать уровень комфорта во время поездок на нем, создавать больше возможностей для комбинирования передвижения на личном автомобиле и общественном транспорте. Это позволит сделать крупные города России более комфортными и привлекательными для жизни».


Анкетирование

Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.


Оставайтесь в курсе! 

Подписывайтесь на наши социальные сети:

 

*Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf
**Под автолюбителями здесь и далее понимаются россияне, использующие для
совершения повседневных поездок в качестве водителей или пассажиров личный
автомобильный транспорт чаще, чем аналогичный транспорт или наравне с ним.
***Всероссийский репрезентативный опрос населения. Сбор данных проведен на
базе исследовательской платформы «Тет-о-Твет». Выборка репрезентирует население
РФ в возрасте от 18 лет и старше по всем регионам РФ. В исследовании приняли
участие 1000 респондентов, которые имеют автомобиль в семье, могут водить сами
или ездят в качестве пассажира, используют личный транспорт чаще общественного
(ошибка выборки не превышает 3,5% при доверительной вероятности в 95%). Опрос
проведен в сентябре 2022 года Аналитическим центром НАФИ.
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Комфорт или экология? Какие причины заставят автолюбителей чаще использовать общественный транспорт»

Похожие публикации

Ожидания и планы россиян на зимний отдых-2022/23
15 Сентября 2022

Зимние месяцы – самые нелюбимые для проведения отпуска у россиян, однако в текущем зимнем сезоне 65% жителей нашей страны собираются в поездки. Чаще всего россияне планируют путешествия внутри страны (33%), внутри своего региона (30%) или в другие страны с теплым климатом зимой (7%).

 
41% родителей хотели бы воспользоваться программой детского туристического кешбэка
7 Июля 2022
Детский летний лагерь — один из популярных видов отдыха, который родители выбирают для своих детей этим летом. Инициированная в прошлом году Правительством России программа детского туристического кешбэка показала свою эффективность: социальной мерой поддержки воспользовались или планируют это сделать уже 41% родителей. 
40% россиян воспользуются электросамокатами в 2022 году
5 Июля 2022

Каждый четвертый россиянин (23%) заявляет, что в прошлом сезоне ездил на электросамокате, при этом, по прогнозам НАФИ, доля пользователей этих средств индивидуальной мобильности в 2022 году вырастет. С марта по май электросамокатом в качестве транспорта или для прогулочных поездок воспользовались уже 17% россиян, а 40% говорят, что планируют начать или продолжить использовать данное средство передвижения.

Каждый третий россиянин хотел бы купить электромобиль
29 Июня 2022

За два года выросло число россиян, которые знают о существовании электромобилей и автомобилей-гибридов и встречали их на улицах своих городов. Каждый третий россиянин готов рассматривать такие автомобили к покупке. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.