Каждый четвертый заемщик считает, что невозврат кредита не является преступлением

24 Июля 2019

37% россиян приходилось оформлять или выплачивать кредит за последний год. Большинство заемщиков (63%) считают, что сейчас плохое время для того, чтобы брать кредит. По мнению 44% россиян, которые брали кредит за последний год, небольшая просрочка платежа по кредиту не страшна, а для каждого четвертого заемщика невозврат кредита не является преступлением. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2019 года.*

По данным предыдущих исследований НАФИ, 13% российских семей сталкивались с трудностями в выплате кредитов.** 44% заемщиков считают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна, причем женщины реже мужчин соглашаются с тем, что подобные просрочки допустимы (39% против 51%). Каждый четвертый заемщик (25%) согласен с утверждением, что невозврат кредита банку «не является преступлением».

22% заемщиков считают, что не существует причин, по которым можно было бы не возвращать займ, хотя большинство (73%) могут найти оправдания для такого поведения. 50% заемщиков оправдывают невозврат займа, если банк скрыл реальную стоимость кредита или в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки и платежей по кредиту. 42% заемщиков считают уважительной причиной для прекращения выплаты кредита непредвиденные обстоятельства, такие как экономический кризис, болезнь, потеря работы, снижение заработка, развод. 16% считают, что основанием для невыплаты кредита может стать то, что человек не рассчитал своих финансовых возможностей, взял в долг слишком много и теперь вынужден тратить на обслуживание кредита почти весь свой доход.

 Всеволод Хоменко, руководитель проектов в сфере финансовых исследований, Аналитический центр НАФИ:

«Платежная дисциплина россиян сейчас находится на низком уровне. По данным всероссийского исследования финансовой грамотности, проведенного НАФИ в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка, у 44% граждан низкий уровень финансовой грамотности. Для 16% заемщиков размер выплат по кредиту превышает треть ежемесячного дохода, что автоматически помещает их в зону риска: повышается вероятность того, что они не смогут вернуть кредит в установленный срок. К сожалению, говорить об улучшении платежной дисциплины в ближайшей перспективе мы не можем.

Нужно помнить, что риск невозврата кредита определяется не только поведением заемщиков, но и действиями банка, например, непредоставлением полной информации о продукте в понятной потребителю форме или выдачей кредита тем, кто уже имеет высокую закредитованность».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

«Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?», в % от всех заемщиков

  Все респонденты
Скорее хорошее 24
Скорее плохое 63
Затрудняюсь ответить 13


*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в марте 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Как сохранить деньги в кризис: россияне назвали самые надежные и выгодные способы вложений
2 Апреля 2020

В нестабильной экономической обстановке приобретение недвижимости, открытие счета в государственном банке и покупка золота представляются россиянам наиболее надежными и выгодными способами вложений. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2020 года. 


Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет
4 Марта 2020
Большинство россиян знакомы с технологией бесконтактных платежей. Растет доля тех, кто платит за товары и услуги при помощи смартфона, чаще всего это люди молодого и среднего возраста. Часть опрошенных считают бесконтактные платежи удобным, но небезопасным способом оплаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.
Лояльность россиян к банкам падает четвертый год подряд
13 Февраля 2020
C 2016 по 2020 год индекс лояльности россиян к основному банку (NPS) снизился более чем в восемь раз: с 43 до 5 пунктов. Только за прошлый год индекс упал почти в три раза. Растет доля клиентов, не готовых рекомендовать свой банк родственникам и знакомым. Аналитический центр НАФИ представляет ежегодное исследование уровня потребительской лояльности на розничном рынке банковских услуг.
Только 7% россиян знают уровень инфляции
4 Февраля 2020
Большинство россиян (67%) за последний год отметили рост цен на товары и услуги, который негативно отразился на благосостоянии их семьи. 41% россиян знают, что означает термин «инфляция», при этом уровень инфляции, близкий к официальному значению Банка России, смогли назвать только 7% россиян. 

Используемые методы