Как руководители предприятий мотивируют сотрудников?

19 Октября 2016

МОСКВА, 19 октября 2016 года. За последний год различные инструменты дополнительной материальной мотивации сотрудников использовали руководители 74% малых и средних предприятий. Самые распространенные способы – выплата премий и сверхурочных, а также индексация зарплат. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей МСП, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2016 г.* 

За последний год 41% российских малых и средних предприятий индексировали зарплаты, 57% этого не делали. Чаще индексировали зарплаты сотрудникам малые предприятия (44%), и также предприятия сферы образования (54%), реже всего – средние компании (35%), особенно, работающие в финансовой отрасли (33%).

Премии и бонусы сотрудникам выплачивали за последние 12 месяцев 45% работодателей, и чем крупнее организация, тем чаще руководители сообщали о выплатах бонусов работникам в текущем году: 44% в микро-компаниях и 51% в средних. Выплата премиальных чаще практиковалась в предприятиях сферы распределения электроэнергии, газа и воды (68%). 

Оплату сверхурочных в течение года проводили 40% организаций: чаще – на средних по размеру (54%), реже всего – на микро-предприятиях (33%). 

За последний год повышали сотрудникам заработную плату (помимо индексации) не более трети компаний-субъектов МСП (32%). Стоит отметить, что доля организаций, в которых было проведено повышение зарплат, не отличается в разных по размеру компаниях (и в микро-, и в средних предприятиях доля таковых не превышает 32%). Больше всего таких организаций в сфере распределения электроэнергии, газа и воды (42%), а также в сельском хозяйстве (40%). Меньше всего –  в сферах образования (23%), транспорта и связи (27%) и финансов (28%).

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос «Какие из следующих действий Вы совершали за последний год в отношении сотрудников вашего предприятия?», в % от всех опрошенных

Индексировали зарплаты Выплачивали премии или бонусы Оплачивали сверхурочные Повышали уровень заработной платы (помимо индексации)
Да 41 45 40 32
Нет 57 53 57 66
Затрудняюсь ответить 2 2 3 2

*
Всероссийский опрос НАФИ проведен в августе 2016 г. Опрошено 1500 руководителей МСП из 9 федеральных округов.
Тип публикации: Результаты опросов

Преобладание таких инструментов мотивации сотрудников, как индексация зарплаты и выплата премий над повышением заработной платы, выглядит закономерным и логичным в условиях текущих экономических реалий. Предприятия малого и среднего бизнеса больше экономят при использовании индексации зарплаты и при выплате премий, чем при повышении уровня оплаты труда.

К примеру, в среднем единовременное повышение зарплаты составляет около 20% от текущего оклада. Уровень средней заработной платы в России — 30 448 руб. согласно Росстату. В таком случае, повышая оклад, предприниматель будет платить 438 000 р. в год. Индексируя на уровень инфляции (10%) — 402 000 р. в год. Выплачивая ежеквартальные бонусы (например, в суммарном размере тринадцатой зарплаты) — 395 000 р. в год. Компания, стремящаяся повысить выплаты сотрудникам, сэкономит на выборе индексации вместо повышения 36 000 р. А в случае выбора выплат бонусов вместо повышения — 43 000.

К тому же на рынке труда наблюдается усиление конкуренции среди соискателей – ситуация, которая позволяет работодателям находить сотрудников на аналогичные позиции, не повышая расходов на оплату труда

Похожие публикации

«Карьерная инертность»: россияне недовольны своей работой, но не готовы искать новую
18 Февраля 2021

За 2020 год уровень лояльности россиян к своему работодателю впервые снизился после роста на протяжении 4 лет. На конец прошлого года индекс лояльности работодателю еNPS (Employee Net Promoter Score) составил -32 балла, что на 5 баллов ниже показателя 2019 года. Большинство работающих недовольны своим работодателем и не готовы рекомендовать его друзьям и знакомым, но при этом не собираются менять свое место работы.


Банк «Открытие»: переход в онлайн и диверсификация бизнеса. Женщины-предприниматели о последствиях пандемии
15 Февраля 2021

В сложной экономической ситуации, обусловленной пандемией, Индекс женского предпринимательства демонстрирует снижение относительно уровня предыдущего года – с 69,4 п.п. в до 60,1 п.п. Тем не менее, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют дальнейшее развитие своего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного совместно банком «Открытие» и Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ. 


Cтратегии найма в пандемию: компании стали чаще искать сотрудников через знакомых и нанимать студентов
27 Января 2021

Среди российских компаний с 2018 года в два раза (с 26% до 50%) увеличилась доля тех, кто стал искать сотрудников через знакомых и в шесть раз (с 3% до 20%) – доля тех, кто начал привлекать на стажировку выпускников и студентов вузов.

Ставка на онлайн: предприниматели станут больше тратить на сайты своих компаний
14 Января 2021

В 1 квартале 2021 года предприниматели будут в 5 раз чаще инвестировать в сайты своих компаний: после пандемии и самоизоляции сократились продажи по традиционным каналам, и многие представители бизнеса осознали необходимость перехода в онлайн. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.