Интернет – это свобода или угроза? Родители стали реже контролировать использование детьми цифровых устройств

13 Июля 2021

По наблюдениям родителей, за последние три года их дети стали проводить больше времени за компьютером. Большинство родителей (85%) считают, что нужно контролировать действия детей в интернете, но только 33% родителей используют «родительский контроль» – технические настройки, которые позволяют ограничить доступ к нежелательному контенту в интернете. Это объясняется недостаточным уровнем цифровых компетенций: родители не знают, как настроить функции контроля на устройствах детей, таким образом подвергая их риску. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

Родители стали чаще занимать пассивную позицию и проявляют меньше внимания к активности детей за компьютером: за последние 3 года доля родителей, считающих контроль необходимостью, сократилась на 6 п.п. с 91% до 85%, а доля тех, кто использует «родительский контроль», сократилась на 10 п.п. с 43% до 33%.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Сравнительно низкая доля россиян, использующих “родительский контроль” на устройствах своих детей – это тревожный признак. Во-первых, большое число детей остается потенциально открытыми для угроз в сети, и эти угрозы реальны. Во-вторых, это свидетельствует о низком уровне цифровой грамотности родителей. Изменить подход может только смена установок людей в отношении использования цифровых устройств и сервисов, но, как показывают наши исследования, этот компонент поведения тяжело поддается изменениям. Это должно стать общей задачей регуляторов, общественных организаций, производителей устройств и вендоров софта».

По мнению россиян, первый телефон или планшет у ребенка должен появиться не раньше 9 лет, а компьютер – не раньше 11 лет. «При этом чаще всего цифровые устройства дети начинают использовать намного раньше, – отмечает Людмила Спиридонова. – Это могут быть родительские устройства, которые дети используют для игр или доступа в сеть».

Родители отметили, что дети стали чаще пользоваться компьютером для обучения (22%, рост на 7 п.п. за 3 года). При этом для досуга, по их мнению, дети стали использовать компьютер реже – доля родителей, сообщивших об использовании компьютера для досуга, сократилась на 9 п.п. с 45% до 36%. «Подобная динамика объясняется пандемией: перевод на дистанционное обучение поспособствовал тому, что дети в целом стали чаще использовать цифровые устройства и сервисы, а доля времени на общение и игры соразмерно сократилась. Это воспринимается как данность, поэтому внимание к контенту, потребляемому детьми в сети, может быть притуплено», – прокомментировала Людмила Спиридонова.

Цифровая гигиена в потреблении контента в сети – важнейший компонент цифровой грамотности современного человека. Узнать свой уровень цифровой грамотности или заказать тестирование для своих сотрудников можно на портале НАФИ «Цифровой гражданин»: https://it-gramota.ru/.

В контексте перехода на дистанционное обучение актуализировалась значимость коммуникации между школьниками и учителями. Требуется высокое развитие профессиональных цифровых компетенций педагогов. НАФИ является оператором тестирования педагогов во методике digCompEdu.

Тестирование для учителей школ: https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-S-RU

Тестирование для преподавателей вузов: https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-H-RU

* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в апреле 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. В пресс-релизе указаны доли от россиян, у которых хотя бы один ребенок учится в школе. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Интернет – это свобода или угроза? Родители стали реже контролировать использование детьми цифровых устройств»

Похожие публикации

Гейминг-2022: сколько времени и денег россияне тратят на видеоигры
3 Сентября 2022

60% россиян регулярно или эпизодически играют в видеоигры. По сравнению с 2018 годом, число геймеров в нашей стране увеличилось более чем в 3 раза. Сколько времени и денег россияне тратят на игры, кто играет чаще всего, как часто игры приводят к проблемам в учебе или ссорам в семье – показывают результаты масштабного социологического исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного совместно с Организацией развития видеоигровой индустрии.


Две трети россиян хотят, чтобы их дети и внуки учились по ИТ-специальностям
1 Сентября 2022

Большинство россиян (77%), имеющих детей и внуков, хотят, чтобы те учились по ИТ-специальности. Однако 8% – против. Главными барьерами в таком случае называют нежелание ребенка или его гуманитарный склад ума.

46% работающих россиян жалеют, что не связаны с IT и не могут воспользоваться льготами для IT-специалистов
10 Августа 2022

Более половины россиян (56%) слышали о мерах господдержки ИТ-отрасли. При этом почти каждый второй работающий житель нашей страны (46%) сожалеет, что не связан с этой сферой и не может воспользоваться льготами, которые сейчас доступны ИТ-специалистам.

Две трети россиян хотели бы получить дополнительное образование в сфере IT
19 Июля 2022
Россияне готовы обучаться информационным технологиям (ИТ), причем доли женщин и мужчин, готовых проходить курсы по ИТ, совпадают. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.