Интернет – это свобода или угроза? Родители стали реже контролировать использование детьми цифровых устройств

13 Июля 2021

По наблюдениям родителей, за последние три года их дети стали проводить больше времени за компьютером. Большинство родителей (85%) считают, что нужно контролировать действия детей в интернете, но только 33% родителей используют «родительский контроль» – технические настройки, которые позволяют ограничить доступ к нежелательному контенту в интернете. Это объясняется недостаточным уровнем цифровых компетенций: родители не знают, как настроить функции контроля на устройствах детей, таким образом подвергая их риску. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

Родители стали чаще занимать пассивную позицию и проявляют меньше внимания к активности детей за компьютером: за последние 3 года доля родителей, считающих контроль необходимостью, сократилась на 6 п.п. с 91% до 85%, а доля тех, кто использует «родительский контроль», сократилась на 10 п.п. с 43% до 33%.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Сравнительно низкая доля россиян, использующих “родительский контроль” на устройствах своих детей – это тревожный признак. Во-первых, большое число детей остается потенциально открытыми для угроз в сети, и эти угрозы реальны. Во-вторых, это свидетельствует о низком уровне цифровой грамотности родителей. Изменить подход может только смена установок людей в отношении использования цифровых устройств и сервисов, но, как показывают наши исследования, этот компонент поведения тяжело поддается изменениям. Это должно стать общей задачей регуляторов, общественных организаций, производителей устройств и вендоров софта».

По мнению россиян, первый телефон или планшет у ребенка должен появиться не раньше 9 лет, а компьютер – не раньше 11 лет. «При этом чаще всего цифровые устройства дети начинают использовать намного раньше, – отмечает Людмила Спиридонова. – Это могут быть родительские устройства, которые дети используют для игр или доступа в сеть».

Родители отметили, что дети стали чаще пользоваться компьютером для обучения (22%, рост на 7 п.п. за 3 года). При этом для досуга, по их мнению, дети стали использовать компьютер реже – доля родителей, сообщивших об использовании компьютера для досуга, сократилась на 9 п.п. с 45% до 36%. «Подобная динамика объясняется пандемией: перевод на дистанционное обучение поспособствовал тому, что дети в целом стали чаще использовать цифровые устройства и сервисы, а доля времени на общение и игры соразмерно сократилась. Это воспринимается как данность, поэтому внимание к контенту, потребляемому детьми в сети, может быть притуплено», – прокомментировала Людмила Спиридонова.

Цифровая гигиена в потреблении контента в сети – важнейший компонент цифровой грамотности современного человека. Узнать свой уровень цифровой грамотности или заказать тестирование для своих сотрудников можно на портале НАФИ «Цифровой гражданин»: https://it-gramota.ru/.

В контексте перехода на дистанционное обучение актуализировалась значимость коммуникации между школьниками и учителями. Требуется высокое развитие профессиональных цифровых компетенций педагогов. НАФИ является оператором тестирования педагогов во методике digCompEdu.

Тестирование для учителей школ: https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-S-RU

Тестирование для преподавателей вузов: https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-H-RU


Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«На Ваш взгляд, для каких целей Ваш ребёнок в основном использует компьютер?», в % от всех опрошенных родителей
  2018 2021
Для игр, развлечений, общения с друзьям 45 36
Для учёбы 15 22
Для того и другого в равной степени 33 39
Затрудняюсь ответить 7 3
* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в апреле 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. В пресс-релизе указаны доли от россиян, у которых хотя бы один ребенок учится в школе. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Россияне стали больше опасаться кражи персональных данных в интернете
30 Июля 2021

За три года россияне стали больше бояться утечек своих персональных данных в интернете. Выросла и доля тех, кто не обладает достаточными знаниями и навыками для защиты от киберугроз. При этом пользователи не спешат повышать свою цифровую грамотность, чтобы противостоять киберугрозам, а в утечках своей информации склонны винить других – государство, владельцев сайтов и поставщиков услуг.

Россиян раздражают спам-звонки, но они не готовы с ними бороться
13 Июля 2021

Со спам-звонками сталкиваются большинство россиян – 89% получали назойливые звонки на свой мобильный телефон за последний месяц. Многим такие звонки доставляют серьезное неудобство, однако бороться с ними, например, путем установки специальных приложений, пытается только каждый третий.

Готовы к труду за компьютером, но не к киберобороне: российские госслужащие прошли тест цифровых компетенций
17 Июня 2021

48% государственных служащих обладают продвинутым уровнем цифровой грамотности, 49% – базовым, 3% – начальным. Ряд важных цифровых компетенций у госслужащих развит недостаточно: это касается настройки программного обеспечения и защиты персональных данных, что ведет к риску потери информации.

14% россиян не могут преодолеть зависимость от цифровых устройств
8 Июня 2021

За год пандемии почти половина россиян (43%) стали проводить больше времени за компьютерами, смартфонами и планшетами.  В среднем те, кто использует цифровые устройства, сегодня проводят за ними по 6 часов в день. Многие жалуются на зависимость, беспокойство или стресс от использования гаджетов, что ведет к снижению работоспособности и может нанести вред здоровью.

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.