Готовность к риску: у россиян вырос «аппетит» к инвестициям без должных знаний

12 Февраля 2021

Снижение процентной ставки по вкладам и кажущиеся простота и доступность инструментов инвестирования привели многих россиян к идее попробовать себя в роли инвестора. Почти четверть (24%) проявляют интерес к этой сфере, а 9% россиян имеют опыт инвестирования. При этом большинство «новых инвесторов» не имеют практических навыков и достаточных финансовых знаний для работы на фондовом рынке. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

Типичный портрет «нового инвестора» – мужчина, в молодом возрасте, с высшим образованием и проживающий в крупном городе. Наибольший интерес к инвестициям проявляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет: среди них 38% интересуются этой темой, и с возрастом интерес снижается (30% в группе от 25 до 34 лет, 25% – в группе 35-44 и только 12% в группе старше 55 лет – см. таблицу 4). Жители сел интересуются инвестициями реже жителей городов (18% против 24%). Больший интерес к инвестированию проявляют люди с высшим образованием (29%), имеющие полную занятость (25%) и сотрудники на руководящих позициях (36%).

Большинство россиян не имеют знаний в сфере инвестиций. Только 3% отметили, что много знают об операциях на фондовом рынке, а 29% указали, что имеют поверхностные знания.

При этом среди тех, кто интересуется инвестициями, только каждый пятый (19%) имеет глубокие знания в этой сфере. Большинство (60%) имеют лишь поверхностные знания и разбираются в теме в общих чертах, а 21% совсем не разбираются в инвестициях.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Молодежь, которая выходит сегодня на инвестиционный рынок, часто не имеет должной подготовки и не проводит оценку рисков. Высокий уровень цифровых компетенций, который позволяет “новым инвесторам” использовать цифровые решения для удаленного управления инвестициями, сочетаются с невысокой инвестиционной грамотностью. Часто имеет место ошибочная уверенность в сохранности инвестиций по аналогии с банковскими вкладами, защищенными системой государственного страхования.

Из-за непонимания специфики фондового рынка инвесторы-любители могут вкладывать в акции свою финансовую «подушку безопасности», а кто-то – свои последние деньги. Потеря этих денег на бирже может стать фактором социальной напряженности.

Тема “новых инвесторов” требует особого внимания как со стороны регулятора, так и со стороны инвестиционных компаний: необходимо соблюдать баланс между активным маркетингом инвестиционных инструментов и всесторонним информированием неподготовленных новых инвесторов, которые выходят на рынок. Привлечение этой категории граждан "обещаниями высокой доходности" может нести риски как для самих клиентов, так и для репутации финансового сектора, привести к снижению доверия финансовой отрасли».

* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2020 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Готовность к риску: у россиян вырос «аппетит» к инвестициям без должных знаний»

Похожие публикации

«Без лишней скромности»: за 10 лет самооценка финансовой грамотности россиян выросла втрое
27 Декабря 2021

За последние 10 лет россияне стали втрое выше оценивать свои знания и навыки в области грамотного распоряжения денежными средствами. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.


За 10 лет россияне стали чаще копить «про запас» и «на старость»
22 Декабря 2021

Средняя сумма, которую россияне считают сбережениями, составляет 100 000 рублей. Как за 10 лет изменились цели, на которые россияне откладывают средства? Аналитический центр НАФИ представляет результаты исследований, посвященных целям сбережений россиян с 2011 по 2021 год.

Итоги пандемии: рост доверия страховщикам и инвестиционным брокерам
28 Сентября 2021

За пандемию уровень доверия россиян к большинству финансовых организаций – банкам, негосударственным пенсионным фондам (НПФ), микрофинансовым организациям (МФО) – практически не изменился. При этом больше россиян стали доверять страховым компаниям и инвестиционным брокерам.

В новый учебный год – с карманными деньгами: российские подростки активно пользуются финансовыми услугами
1 Сентября 2021
Детский банкинг переходит из нишевого в полноценный сегмент финансовой сферы. На фоне цифровизации финансовых услуг российские подростки становятся активными пользователями банковских инструментов. Так, каждый третий подросток использует безналичный способ оплаты, а каждый второй – совершает покупки с помощью смартфона. Многие подростки считают, что хорошо знают о способах мошенничества в банковской сфере, однако в действительности не в полной мере осознают угрозы цифровой среды.

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.