Снижение процентной ставки по вкладам и кажущиеся простота и доступность инструментов инвестирования привели многих россиян к идее попробовать себя в роли инвестора. Почти четверть (24%) проявляют интерес к этой сфере, а 9% россиян имеют опыт инвестирования. При этом большинство «новых инвесторов» не имеют практических навыков и достаточных финансовых знаний для работы на фондовом рынке. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.
Типичный портрет «нового инвестора» – мужчина, в молодом возрасте, с высшим образованием и проживающий в крупном городе. Наибольший интерес к инвестициям проявляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет: среди них 38% интересуются этой темой, и с возрастом интерес снижается (30% в группе от 25 до 34 лет, 25% – в группе 35-44 и только 12% в группе старше 55 лет – см. таблицу 4). Жители сел интересуются инвестициями реже жителей городов (18% против 24%). Бóльший интерес к инвестированию проявляют люди с высшим образованием (29%), имеющие полную занятость (25%) и сотрудники на руководящих позициях (36%).
Большинство россиян не имеют знаний в сфере инвестиций. Только 3% отметили, что много знают об операциях на фондовом рынке, а 29% указали, что имеют поверхностные знания.
При этом среди тех, кто интересуется инвестициями, только каждый пятый (19%) имеет глубокие знания в этой сфере. Большинство (60%) имеют лишь поверхностные знания и разбираются в теме в общих чертах, а 21% совсем не разбираются в инвестициях.
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:
«Молодежь, которая выходит сегодня на инвестиционный рынок, часто не имеет должной подготовки и не проводит оценку рисков. Высокий уровень цифровых компетенций, который позволяет “новым инвесторам” использовать цифровые решения для удаленного управления инвестициями, сочетаются с невысокой инвестиционной грамотностью. Часто имеет место ошибочная уверенность в сохранности инвестиций по аналогии с банковскими вкладами, защищенными системой государственного страхования.
Из-за непонимания специфики фондового рынка инвесторы-любители могут вкладывать в акции свою финансовую «подушку безопасности», а кто-то – свои последние деньги. Потеря этих денег на бирже может стать фактором социальной напряженности.
Тема “новых инвесторов” требует особого внимания как со стороны регулятора, так и со стороны инвестиционных компаний: необходимо соблюдать баланс между активным маркетингом инвестиционных инструментов и всесторонним информированием неподготовленных новых инвесторов, которые выходят на рынок. Привлечение этой категории граждан "обещаниями высокой доходности" может нести риски как для самих клиентов, так и для репутации финансового сектора, привести к снижению доверия финансовой отрасли».
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных 
«Сегодня россияне могут пользоваться инвестиционными услугами – открывать брокерский счет, приобретать акции крупных компаний, другие ценные бумаги, покупать ПИФы. Насколько хорошо Вы знакомы с темой инвестиций, инвестиционных инструментов? Или слышите о них в первые, не разбираетесь в этом?», в % от всех опрошенных
% от всех опрошенных | |
Совсем не разбираетесь в этом | 65 |
Есть поверхностные знания, понимаете, но в общих чертах | 29 |
Много знаете об инвестициях, разбираетесь в инвестиционных инструментах | 3 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
«Есть ли у вас опыт использования инвестиционных инструментов? Приходилось ли вам ранее приобретать ценные бумаги, ПИФы или другие инвестиционные продукты? Возможно, вы пользуетесь такими инвестиционными инструментами сейчас?», в % от всех опрошенных
% от всех опрошенных | |
Такого опыта не было | 90 |
Был опыт | 9 |
Затрудняюсь ответить | 1 |
«Есть ли у вас интерес к теме инвестиций, использования инвестиционных продуктов, или такого интереса нет?», в % от всех опрошенных
% от всех опрошенных | |
Интереса к теме нет | 76 |
Интерес к теме есть | 24 |