Финансовой «подушки» не предусмотрено: как российский бизнес пережил пандемию

31 Августа 2020

54% предпринимателей считают, что восстановление спроса на их товары или услуги займет год и более. При этом только треть компаний имели к началу пандемии финансовую «подушку безопасности». Среди предпринимателей, чьи компании имели финансовые резервы, большинство опасаются, что их может не хватить, чтобы пережить экономические трудности. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе*.

Большинство предпринимателей (79%) сообщили о снижении спроса на свои товары или услуги в период пандемии. О снижении спроса чаще сообщали предприниматели, работающие в сфере торговли (88%). Каждый пятый указал, что спрос в период пандемии практически не изменился.

Предприниматели, сообщившие о снижении спроса, считают, что его восстановление займет существенное время. Более половины из них (54%) считают, что восстановление спроса займет год или дольше. Каждый пятый (22%) полагает, что спрос восстановится не раньше, чем через полгода. Каждый десятый затруднился с ответом.

Компании большинства предпринимателей (62%) не имели к началу пандемии накоплений (финансовой «подушки»). Каждый третий представитель бизнеса (32%) сообщил, что его компания имела определенные накопления, финансовые резервы.

Среди представителей бизнеса, чьи компании встретили пандемию с накоплениями, большинство (81%) считают, что их размера недостаточно, чтобы преодолеть сложности, связанные с пандемией, 19% придерживаются оптимистичной точки зрения и считают, что смогут преодолеть экономические трудности с этими накоплениями.

Размер «подушки безопасности» у компаний большинства предпринимателей невелик. 19% среди тех, кто имеют ее и считают, что она в той или иной степени позволит пережить трудности, указывают, что в случае потери компанией всех остальных источников дохода финансовых резервов хватит менее, чем на месяц, 39% говорят, что их хватит не более чем на 3 месяца. При этом 24% сообщили, что накоплений компании хватит до полугода работы компании без доходов, а у 6% их хватит до года.

Предприниматели использовали разные способы сокращения издержек компаний в непростой экономической ситуации. В первую очередь сокращали расходы на маркетинг и рекламу (42%). Треть компаний сокращали штат сотрудников, 26% уменьшали оклад персонала. 22% отказались от аренды офисов. Равные доли сокращали расходы на производство и ограничивали набор предоставляемых товаров или услуг.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Грамотное финансовое планирование – основа усточивого развития организации. Прозрачная картина о финансовом положении компании помогает предпринимателю прогнозировать возможные кассовые разрывы и формировать “финансовую подушку” на случай форс-мажора. Как показало исследование, большинство предприятий МСБ не были готовы к последствиям пандемии – финансовых резервов не было, либо их хватило на месяц-два.

Предприниматели, как и население, нуждаются в повышении финансовой грамотности и информированности о программах государственной поддержки. 2020 год показал, что “жить одним днем” – рискованная стратегия для организации. Нынешние условия требуют максимального внимания со стороны предпринимателя к финансам организации».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Были ли к моменту начала пандемии у вашей компании накопления, "финансовая подушка"?», % от всех опрошенных предпринимателей

  % от всех предпринимателей
Да, были                         32
Нет, не было                         62
Отказ от ответа                          6


*Онлайн-опрос предпринимателей сегмента МСП прошел в августе 2020 года. Было опрошено 400 предпринимателей.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Пандемия и переход компаний на «удаленку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса
7 Июля 2020

Банк «Открытие» и Московская школа управления СКОЛКОВО провели третье исследование готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI- Business Digitalization Index).  Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ. 

Бизнес после пандемии: восстановление от шока
3 Июля 2020

Из-за пандемии и сопутствующих ограничений предприниматели столкнулись со множеством проблем. Большинство представителей бизнеса ожидают, что возврат к докризисным показателям произойдет не ранее, чем через год. При этом многие предприниматели отметили, что пандемия не повлияла на их планы по развитию, а некоторые отметили, что из-за сложившейся ситуации у них появились новые идеи по ведению бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Forbes.  


88% предпринимателей: кризис – не повод уходить из бизнеса
7 Мая 2020

Российские предприниматели не готовы уходить из бизнеса, несмотря на трудности, возникшие в период карантина и пандемии. В свою очередь большинство респондентов, которые хотели открыть свое дело, из-за кризиса не отказались от планов строить бизнес. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Университетом «Синергия» и Аналитическим  центром НАФИ в апреле 2020 года в рамках форума Synergy Online Forum.


Бизнес сегодня: сокращение персонала и неготовность к удаленной работе
24 Апреля 2020

Российский бизнес сокращает расходы на персонал. Треть предпринимателей перевели сотрудников на удаленный формат, но большинство из них не готовы продолжать работать в удаленном режиме после окончания режима самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет вторую часть спецпроекта «Влияние пандемии на российский бизнес».