Финансовой «подушки» не предусмотрено: как российский бизнес пережил пандемию

31 Августа 2020

54% предпринимателей считают, что восстановление спроса на их товары или услуги займет год и более. При этом только треть компаний имели к началу пандемии финансовую «подушку безопасности». Среди предпринимателей, чьи компании имели финансовые резервы, большинство опасаются, что их может не хватить, чтобы пережить экономические трудности. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе*.

Большинство предпринимателей (79%) сообщили о снижении спроса на свои товары или услуги в период пандемии. О снижении спроса чаще сообщали предприниматели, работающие в сфере торговли (88%). Каждый пятый указал, что спрос в период пандемии практически не изменился.

Предприниматели, сообщившие о снижении спроса, считают, что его восстановление займет существенное время. Более половины из них (54%) считают, что восстановление спроса займет год или дольше. Каждый пятый (22%) полагает, что спрос восстановится не раньше, чем через полгода. Каждый десятый затруднился с ответом.

Компании большинства предпринимателей (62%) не имели к началу пандемии накоплений (финансовой «подушки»). Каждый третий представитель бизнеса (32%) сообщил, что его компания имела определенные накопления, финансовые резервы.

Среди представителей бизнеса, чьи компании встретили пандемию с накоплениями, большинство (81%) считают, что их размера недостаточно, чтобы преодолеть сложности, связанные с пандемией, 19% придерживаются оптимистичной точки зрения и считают, что смогут преодолеть экономические трудности с этими накоплениями.

Размер «подушки безопасности» у компаний большинства предпринимателей невелик. 19% среди тех, кто имеют ее и считают, что она в той или иной степени позволит пережить трудности, указывают, что в случае потери компанией всех остальных источников дохода финансовых резервов хватит менее, чем на месяц, 39% говорят, что их хватит не более чем на 3 месяца. При этом 24% сообщили, что накоплений компании хватит до полугода работы компании без доходов, а у 6% их хватит до года.

Предприниматели использовали разные способы сокращения издержек компаний в непростой экономической ситуации. В первую очередь сокращали расходы на маркетинг и рекламу (42%). Треть компаний сокращали штат сотрудников, 26% уменьшали оклад персонала. 22% отказались от аренды офисов. Равные доли сокращали расходы на производство и ограничивали набор предоставляемых товаров или услуг.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Грамотное финансовое планирование – основа усточивого развития организации. Прозрачная картина о финансовом положении компании помогает предпринимателю прогнозировать возможные кассовые разрывы и формировать “финансовую подушку” на случай форс-мажора. Как показало исследование, большинство предприятий МСБ не были готовы к последствиям пандемии – финансовых резервов не было, либо их хватило на месяц-два.

Предприниматели, как и население, нуждаются в повышении финансовой грамотности и информированности о программах государственной поддержки. 2020 год показал, что “жить одним днем” – рискованная стратегия для организации. Нынешние условия требуют максимального внимания со стороны предпринимателя к финансам организации».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Были ли к моменту начала пандемии у вашей компании накопления, "финансовая подушка"?», % от всех опрошенных предпринимателей

  % от всех предпринимателей
Да, были                         32
Нет, не было                         62
Отказ от ответа                          6


*Онлайн-опрос предпринимателей сегмента МСП прошел в августе 2020 года. Было опрошено 400 предпринимателей.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Ставка на онлайн: предприниматели станут больше тратить на сайты своих компаний
14 Января 2021

В 1 квартале 2021 года предприниматели будут в 5 раз чаще инвестировать в сайты своих компаний: после пандемии и самоизоляции сократились продажи по традиционным каналам, и многие представители бизнеса осознали необходимость перехода в онлайн. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.  


Москвичи положительно оценили экономическую политику столицы и меры поддержки бизнеса в коронакризис
28 Декабря 2020

НАФИ и Аналитический центр Москвы провели исследование, чтобы узнать, как москвичи оценивают экономическое развитие своего города. По мнению жителей столицы, экономика Москвы – современная и динамичная, а текущая экономическая политика во многом нацелена на развитие бизнеса.


Почти треть россиян хотят стать предпринимателями
23 Ноября 2020

Несмотря на экономические вызовы, связанные с пандемией, 29% россиян готовы попробовать себя в предпринимательстве. 7% планируют стать предпринимателями в ближайшие три года. Таковы результаты совместного исследования Министерства экономического развития Российской Федерации и Аналитического центра НАФИ. 


Таможенная карта: половина российских импортеров и экспортеров МСБ планируют сохранить текущий объем внешнеторгового оборота
28 Октября 2020

6 из 10 компаний МСБ, ведущих внешнеэкономическую деятельность, столкнулись со снижением объемов внешней торговли из-за пандемии COVID-19. Не затронул кризис треть малых и средних предприятий рынка ВЭД (34%). Таковы результаты исследования платежной системы «Таможенная карта», оператором которого выступил Аналитический центр НАФИ.  




Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.