Оценка российскими предпринимателями финансового положения своих компаний с начала года ухудшилась, однако каждый четвертый ожидает улучшения финансовых показателей в ближайшие три месяца. Представляем результаты Всероссийского опроса предпринимателей в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга Аналитического центра НАФИ*. Сбор данных осуществлен с помощью проекта «Голос бизнеса» при содействии Ассоциации институтов развития предпринимательства.
![]() Исследование проведено в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ
Социально-экономическая конъюнктура в России стремительно меняется. Для того, чтобы отслеживать эти изменения и реакции населения и бизнеса на них, запущен Оперативный социально-экономический мониторинг НАФИ. Исследование проводилось с помощью В2В-панели "Голос бизнеса". Если у вас есть вопросы, которые хотелось бы задать предпринимателям, вы можете прислать их нам, и мы обсудим форматы сотрудничества. Благодаря этому вы оперативно получите нужную информацию. |
В январе – начале февраля 2022 года были заметны признаки восстановления российского бизнеса после пандемии: доля предпринимателей, которые положительно оценивали свое текущее финансовое положение, превысила долю тех, кто давал отрицательные оценки (36% против 22% соответственно).
В марте, после ухудшения экономической ситуации, мнение российских владельцев и руководителей бизнеса изменилось: доля предпринимателей, оценивающих финансовое положение своей компании как плохое, выросла с 22% до 40%. Доля тех, кто считает финансовые показатели своего предприятия скорее хорошими, сократилась, хотя и не так резко (с 36% до 25%). Уровень оптимизма в отношении финансового положения собственных компаний зависит от их размера: средний бизнес в целом позитивно оценивает текущую финансовую ситуацию на предприятии (53%), тогда как среди владельцев и руководителей малых и микропредприятий положительные оценки встречаются реже (28% и 15% соответственно).
Хотя половина предпринимателей (51%) дают негативные прогнозы на ближайшие три месяца в отношении финансовых перспектив собственных компаний, 22% считают, что ситуация останется без изменений, а более четверти (27%) ожидают улучшений.
Более оптимистичный взгляд на ситуацию демонстрируют руководители и владельцы предприятий в ЦФО (38% считают, что финансовые показатели улучшатся в ближайшие три месяца), молодые предприниматели в возрасте до 30 лет (40%).
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«В мировых масштабах малый и средний бизнес в России имеет относительно небольшую историю, за которую многие предприниматели не единожды преодолевали серьезные финансово-экономические сложности. Глобальные события, влияющие на экономическую конъюнктуру, сказываются не только на финансовых показателях предприятий, но и на мотивации людей продолжать предпринимательскую деятельность. При этом роль малого и среднего бизнеса нельзя недооценивать – предприятия этого сегмента часто проявляют большую гибкость и способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, чем крупный бизнес, при благоприятных условиях на них активно создаются рабочие места, разрабатываются новые продукты, которые затем выводятся на международные рынки.
Едва справившись с экономическими затруднениями, вызванными пандемией, российские предприниматели вновь столкнулись с финансовыми проблемами – вполне понятно, почему их ожидания на ближайшую перспективу пока носят негативный характер. Ближнесрочные ожидания – важный показатель настроений бизнеса, основа для принятия решений об инвестициях, найме новых сотрудников, разработке новых продуктов. Поэтому, с одной стороны, предпринимателям необходимо сохранять рациональный взгляд на ситуацию, искать возможности приспособиться к меняющимся условиям, помня о тех людях, которые работают на их предприятиях, идти навстречу друг другу, соблюдая принципы делового партнерства, не поддаваться паническим настроениям самим и стараться поддерживать своих сотрудников. Российскому правительству, с другой стороны, важно продолжать выбранный курс по реализации комплексных мер поддержки бизнеса, демонстрировать свою открытость к диалогу и информировать представителей бизнеса о доступной им господдержке, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации».
Оставайтесь в курсе!
Подписывайтесь на нашу почтовую рассылку новостей и социальные сети: