Эксперт: стереотипы препятствуют реализации женщин в цифровой сфере

4 Августа 2020

В обществе существует стереотип о том, что женщины хуже справляются с работой в сфере информационных технологий и в целом обладают более низким уровнем цифровых знаний и навыков, чем мужчины. Подобные установки не только отражаются на карьере женщин, но и мешают им становиться полноценными и успешными участниками цифровой экономики. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ*. 

Мужчины и женщины практически одинаково оценивают свои цифровые навыки и дают им средние оценки (чуть выше 5 по 10-балльной шкале). Однако, когда речь заходит о том, чтобы оценить знания и навыки «со стороны», ситуация меняется: четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными технологиями, электронной  коммерцией и точными  науками. Cами женщины также заявляют о том, что им в целом хуже удается такая работа.

Уровень цифровой грамотности мужчин и женщин отличается незначительно – 62 п.п. у мужчин и 58 п.п. у женщин. При этом те цифровые навыки, которые непосредственно связаны с работой или интересами женщин (например, использование возможностей цифровых технологий для общения), развиты у них не меньше, чем у мужчин.

Женщины и мужчины одинаково часто пользуются персональным компьютером или ноутбуком, но женщины в целом проявляют меньший интерес к технике и сфере технологий: они реже, чем мужчины, следят за новостями, трендами, изучают новинки, меньше осведомлены о наиболее популярных программах, например, мессенджерах, социальных сетях и т. д. 

Убежденность в том, что женщины обладают меньшими знаниями и худшими навыками в цифровой сфере, проявляется на бытовом уровне: например, решения по покупке бытовой техники и электроники в семьях чаще принимают мужчины, а не женщины (28% против 18% соответственно).

Эти тенденции сохраняются и среди молодых людей, при этом уровень цифровой грамотности у них выше (76 п.п. у юношей и 71 п.п. у девушек). Юноши демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности за счет выраженных знаний и навыков в области компьютерных технологий (компьютерной грамотности). Более 70% юношей знают предназначение программ, установленных на их компьютере, и самостоятельно решают все вопросы, касающиеся работы компьютера и установки ПО. Среди девушек такими знаниями и навыками обладают только 40%. Такая же разница наблюдается в отношении к технологиям — только 42% девушек интересуются новостями в сфере новых технологий, в то время как 73% юношей стараются быть в курсе и следят за последними трендами в этой сфере.   

Как следствие, девушки вдвое реже юношей выбирают для профессионального развития сферу IT. Этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT-сферу для получения образования и дальнейшего построения карьеры своим дочерям, нежели сыновьям (3% и 10% опрошенных родителей соответственно).

«Женщины в IT меньше представлены на позициях, связанных с разработкой различных программ, а больше заняты в качестве торговых представителей и менеджеров. Это разделение берет начало в семье, когда мальчиков больше ориентируют на развитие естественно-научных способностей, а девочек – творческих. В итоге в вузах на STEM-направления поступает девушек меньше, чем юношей, и в последнее время даже наблюдается усугубление ситуации, – комментирует Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ. – Сложившиеся установки приводят к тому, что женщины, не испытывая уверенности в собственных возможностях, реже выбирают сферу информационных технологий для профессионального развития».

Елена Никишова отметила, что система стереотипов воспроизводится, и без дополнительной мотивации девушек к занятию информационными технологиями разрыв между ними и юношами в цифровой грамотности как минимум не будет сокращен, а в худшем случае будет усиливаться. «Мы получаем замкнутый круг, вырваться из которого можно только путем сознательных регулярных усилий, например, мотивацией девушек к занятию информационными технологиями, к повышению уровня их цифровой грамотности, стимулированием их более активного участия в IT-сфере».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Согласны ли Вы с утверждением о том, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными системами, электронной коммерцией, точными науками, чем мужчины?», в % от всех опрошенных

  В целом по опрошенным
старше 18 лет
Мужчины Женщины
Согласен                      25       25       25
Не согласен                    52       55       48
Затрудняюсь ответить                     23       20       27



*Исследование проводилось в мае-июне 2019 года, выборка составила 1811 респондентов. В опросе приняли участие жители 8 федеральных округов, 46 регионов и 150 населенных пунктов России в возрасте от 14 лет. Исследование реализовано Аналитическим центром НАФИ при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google. Подробнее: Стереотипы в отношении женщин и их последствия. На пути к равным возможностям в цифровой экономике. Спецпроект. https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/stereotipy-v-otnoshenii-zhenshchin-i-ikh-posledstviya/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Почему родители не читают книги детям
9 Августа 2022

34% родителей детей от 1 до 6 лет достаточно редко читают книги своим детям: раз в неделю или даже реже. 5% родителей не читают детям книги вообще. Какие барьеры стоят на пути россиян к прививанию культуры чтения маленьким домочадцам – показывают результаты социологического исследовательского проекта Аналитического центра НАФИ.

80% россиян готовы пользоваться сервисами телемедицины
28 Июля 2022

Почти каждый пятый россиянин (17%) уже пользовался телемедицинскими услугами, а 80% готовы воспользоваться ими. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и компании «РЖД-Медицина».



Две трети молодых людей готовы стать волонтерами
22 Июля 2022
Треть молодых россиян в возрасте от 14 до 35 лет (33%) за последний год занимались волонтерством, при этом потенциал к волонтерской деятельности среди молодежи в два раза выше. 67% представителей данной возрастной категории заявляют, что готовы стать волонтерами на мероприятии, если тема им будет интересна, а условия подходящими. 
Начать зарабатывать – в 18, переехать от родителей – в 20, завести детей – в 25. Молодежь о возрасте важных этапов
13 Июля 2022
Взросление сопровождается переходом на новые жизненные этапы. Представители российской молодежи поделились своим мнением о возрасте, в котором должны происходить значимые перемены в жизни человека – например, первый заработок, переезд от родителей и рождение ребенка. В среднем для молодых россиян предпочтительно начать зарабатывать деньги в 17-18 лет, переехать от родителей – в 20 лет.