Треть российских компаний малого и среднего бизнеса (32%) в новой социально-экономической ситуации не изменяли свои расходы на персонал для сокращения издержек, однако 68% предприняли ряд мер, таких как сокращение штата, снижение окладов, отмена соцпакетов и премий. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга Аналитического центра НАФИ*. Сбор данных осуществлен с помощью проекта «Голос бизнеса» при содействии Ассоциации институтов развития предпринимательства.
![]() Исследование проведено в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ
Социально-экономическая конъюнктура в России стремительно меняется. Для того, чтобы отслеживать эти изменения и реакции населения и бизнеса на них, запущен Оперативный социально-экономический мониторинг НАФИ. Исследование проводилось с помощью В2В-панели «Голос бизнеса». Если у вас есть вопросы, которые хотелось бы задать предпринимателям, вы можете прислать их нам, и мы обсудим форматы сотрудничества. Благодаря этому вы оперативно получите нужную информацию. |
Две трети предпринимателей – 68% – предприняли те или иные действия по сокращению издержек на оплату труда и мотивацию сотрудников.
Наиболее распространенными мерами стали:
· сокращение штата – 27%,
· отмена системы мотивации (соцпакет, премии, бонусы и т.п.) – 26%,
· снижение зарплаты сотрудников – 25%.
Кроме того, представители компаний говорили о переводе сотрудников на удаленный режим работы (22%), об отправке в отпуск за свой счет (16%), о переводе сотрудников на другие должности с изменением уровня зарплаты и обязанностей (12%).
Перевод сотрудников на дистанционный режим работы чаще всего характерен для компаний в Москве (40%). Данная мера позволяет сэкономить на аренде офиса и оплате коммунальных платежей.
Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ:
«В сложной экономической ситуации руководители российских компаний вынуждены принимать ряд управленческих решений для обеспечения финансовой устойчивости компании. Особенно важно сделать это своевременно небольшим компаниям, поскольку, по результатам исследования, которое мы проводили во время пандемии в 2020 году**, оказалось, что подушка безопасности есть только у 32% компаний, и большинству компаний, у которых она есть, накоплений хватит не более, чем на 3 месяца.
Традиционно часть антикризисных мер приходится на оптимизацию расходов, связанную с человеческим капиталом компаний – многие компании идут на отмену премий, сокращение заработной платы, сокращение штата сотрудников. В текущей ситуации для сохранения рабочих мест, поддержания низкого уровня безработицы, развития компаний микро и малого бизнеса важно разработать и предложить российскому бизнесу комплекс мер государственной поддержки, позволяющий снизить издержки, привлечь финансы в компании, сохранить штат и уровень заработной платы сотрудников. От самих компаний наиболее высокий запрос получен на налоговую отсрочку, льготное кредитование и субсидии на аренду и выплату зарплаты сотрудникам».
Оставайтесь в курсе!
Подписывайтесь на нашу почтовую рассылку новостей и социальные сети: