По окончании первого полугодия 2017 года настроения предпринимателей остаются пессимистичными. Превалирование пессимизма демонстрирует, что этап кризиса не пройден, а напротив, российская экономика вступает в цикл рецессии, выход из которой не будет таким стремительным, как ожидалось ранее. Попытки восстановления уверенности и оптимизма наблюдались среди предпринимателей во многом благодаря принятым программам государственной поддержки. Однако коренным образом переломить ситуацию они не смогли. Ключевая причина – низкий уровень информированности о них среди предпринимательского сообщества и, как следствие, вовлеченности.
Существующий кризис также обнажил более фундаментальные проблемы – пассивность российского «предпринимательского класса», нежелание развивать и масштабировать бизнес, повышая таким образом свою конкурентоспособность. Проблемой остается и невысокий уровень финансовой грамотности бизнесменов. Достижение целей, принятых в Стратегии 2030, остается под вопросом.
В сложившейся ситуации актуальным становится поиск новых точек роста в сегменте МСП. Ответ на этот вопрос частично уже найден, а частично его еще предстоит найти. Такими точками роста уже сегодня выступают женщины-предприниматели, молодежь, бизнес, развивающийся по франчайзинговым схемам, а также социальные предприниматели и предприниматели, производящие высокотехнологичные товары. Указанные сегменты предпринимателей, как правило, характеризуются более высокой адаптивностью, креативностью и более высоким уровнем интеллектуального капитала, однако их доля в сегменте МСП на данный момент невысока. Не только от масштабов вовлечения населения в предпринимательскую деятельность, но и от адресной поддержки указанных сегментов будет во многом зависеть вектор развития МСП и экономики страны в 2017 — 2019 годах.