Cтратегии найма в пандемию: компании стали чаще искать сотрудников через знакомых и нанимать студентов

27 Января 2021

Среди российских компаний с 2018 года в два раза (с 26% до 50%) увеличилась доля тех, кто стал искать сотрудников через знакомых и в шесть раз (с 3% до 20%) – доля тех, кто начал привлекать на стажировку выпускников и студентов вузов. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

«Последствия пандемии во многом сказались на способах подбора персонала – компании стали чаще использовать бесплатные каналы рекрутинга, полагаясь на подбор через знакомых, текущих сотрудников, а также приглашая на стажировки молодых специалистов. Во многом это связано со значительными финансовыми потерями во время кризиса. Бизнес вынужден сделать фокус на менее затратные способы привлечения новых кадров. Кроме того, рекрутинг через знакомых позволяет в кратчайшие сроки найти нужного специалиста с хорошими рекомендациями», – комментирует Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ.

Поиск сотрудников через знакомых почти сравнялся по популярности с рекрутингом через интернет-ресурсы: сейчас это два лидирующих способа подбора кадров, ими пользуются 50% и 53% представителей МСП соответственно.  За прошедшие два года рост интереса к рекрутинговым сервисам был не таким интенсивным, как к поиску через нетворкинг (рост на 12 п.п. и на 24 п.п. соответственно**).

Компании также использовали и другие, но чуть менее популярные способы поиска сотрудников – привлечение на стажировку молодых специалистов, поиск сотрудников на бирже труда, в центрах занятости, с помощью кадровых агентств и специализированных печатных изданий (подробнее – в таблице 1). Формат стажировки молодых специалистов стал более востребованным среди работодателей за последние годы: с 2018 года увеличилась доля привлеченных выпускников и студентов учебных заведений на стажировку почти в 6 раз с 3% до 20%.

«Рост предложений пройти стажировку для молодых специалистов во многом может быть связан с сокращением бюджетов компаний в период пандемии. Студенты и выпускники вузов – отличная возможность для поиска перспективных кадров в условиях режима экономии», – поясняет Людмила Спиридонова.

Способы поиска сотрудников зависят от размера компании: предприятия средних размеров используют, как правило, больше способов для поиска персонала, чем микропредприятия (подробнее – в таблице 2).

В ТОП-3 наиболее востребованных интернет-ресурсов для подбора персонала в малом и среднем бизнесе входят hh.ru, Авито и Работа.ру.

«Онлайн-способы подбора кадров также остаются востребованными среди компаний, во многом за счет возможности охватить большую аудиторию и найти нужного специалиста с помощью алгоритмов платформы. Можно прогнозировать и дальнейший рост числа пользователей-работодателей при условии сохранения приемлемой стоимости услуг», – комментирует Людмила Спиридонова.

* Репрезентативный всероссийский опрос представителей российских предприятий проводился в ноябре 2020 года. Опрошено 500 руководящих сотрудников малых и средних предприятий в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
** Пресс-релиз «Специализированные сайты и поиск среди знакомых остаются самыми популярными способами подбора персонала»: https://nafi.ru/analytics/spetsializirovannye-sayty-i-poisk-sredi-znakomykh-ostayutsya-samymi-populyarnymi-sposobami-podbora-p/
*** Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Cтратегии найма в пандемию: компании стали чаще искать сотрудников через знакомых и нанимать студентов»

Похожие публикации

Молодежь ожидает от работодателей соблюдения принципов ESG
29 Июня 2022

Соблюдение норм заботы о здоровье и профессиональном развитии персонала, качества корпоративного управления, ответственного отношения к окружающей среде является важным критерием выбора работодателя для подавляющего большинства представителей молодежи. Таковы результаты всероссийского репрезентативного опроса молодежи. Сбор данных осуществлялся с помощью онлайн-панели Тет-о-Твет-М





Возможность карьерного роста и высокая зарплата – главные характеристики идеального работодателя для молодежи
29 Июня 2022
Как и для россиян в целом, для представителей молодежи одной из определяющих характеристик идеального работодателя является высокий уровень заработной платы. Однако, в отличие от людей старшего возраста, молодежь больше привлекают возможности карьерного и профессионального развития в компании, а в меньшей степени ее интересует социальный пакет.
В ближайшие полгода бизнес будет не только сокращать, но и нанимать сотрудников
1 Июня 2022

В ближайшие полгода бизнес сохранит востребованность ряда специальностей, в том числе сотрудников производственного блока, IT, маркетологов и специалистов по логистике. И это несмотря на то, что одной из самых популярных мер компаний по снижению издержек является оптимизация фонда оплаты труда, в том числе за счет сокращения персонала, где больше всего риску сокращения будут подвержены HR, менеджеры по продажам, дизайнеры и административно-хозяйственные работники.

76% предпринимателей не планируют снижать численность сотрудников своих компаний в ближайшее время
18 Мая 2022

Преодолев шок от резких социально-экономических изменений, российские предприниматели адаптируют свою кадровую политику к новым условиям. 76% представителей малого и среднего бизнеса не планируют сокращать штат сотрудников в ближайшие три месяца (20% ожидают увеличения численности персонала, 56% сообщают, что численность сотрудников не изменится).