Развитие технологий меняет все сферы экономики, в том числе и рынок труда. Автоматизация процессов, развитие робототехники, создание нейронных сетей и искусственного интеллекта все больше входят в нашу действительность, «машины» начинают конкурировать с человеком за рабочие места. Простые производственные функции постепенно и все в большем объеме передаются автоматике или роботам. Работающий человек попадает в сложную ситуацию – он вынужден либо учиться и повышать квалификацию, испытывая опасения остаться невостребованным, либо оказаться за бортом. Поэтому перед каждым государством (в особенности – перед Россией) стоит задача развивать интеллектуальную экономику, экономику знаний – среду для раскрытия возможностей каждого человека, которая характеризуется прежде всего социальной ориентированностью. В её задачи входит улучшение благосостояния людей через их самореализацию, через здоровый образ жизни и гармонию профессионального успеха и личного комфорта. Развитие экономики знаний – это возможность снизить нарастающий риск социальной напряженности и создать условия для роста тех, кто хочет развиваться, и адаптации тех, кто пока не готов наращивать компетенции и профессионализм.
Мы оцениваем уровень развития человеческого капитала и интеллектуальной экономики по критериям развития рынка труда в целом, по эффективности HR-процессов внутри каждой отдельной компании, по уровню профессиональной самореализации и удовлетворенности каждого человека.
Сегодня в России наблюдается сложная, далекая от идеала ситуация по всем перечисленным параметрам. Уровень лояльности россиян работодателям отрицательный, работодатели в свою очередь испытывают недостаток компетенций сотрудников, прежде всего, интеллектуальных, рынок труда не гибок и не восприимчив к новым форматам организации труда, появляющимся в ответ на развитие современных технологий. В обзоре мы представляем результаты наших исследований, которые подробно раскрывают эти аспекты.
Данный материал продолжает серию отраслевых обзоров, посвященных рыночным и потребительским тенденциям:
- Социологические данные получены посредством ежемесячных инициативных всероссийских опросов Аналитического центра НАФИ, проводимых по национальной репрезентативной выборке в размере 2000 человек, не чем в 46 регионах Российской Федерации, в 152 населенных пунктах.
- Статистическая погрешность данных составляет не более 2,7%. Статистические данные получены из официальных источников: базы данных Всемирного банка DataBank, базы данных и публикаций Международного валютного фонда, информационных ресурсов ОЭСР, статистики Росстата, публикуемой отчетности Центрального банка, Росреестра.
- Данные анализа СМИ и социальных сетей получены из базы данных Interfax-SCAN.