Бумеры против зумеров: оценка цифровых компетенций поколений

15 Июня 2020

Представители поколений «беби-бумеров» (старше 56 лет), поколений X/Y (25-55 лет) и поколения Z (т.н. «зумеры», 24 года и младше) прошли тестирование уровня цифровой грамотности на портале «Цифровой гражданин» it-gramota.ru. Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер. Аналитический центр НАФИ представляет результаты тестирования уровня цифровой грамотности среди различных поколений россиян*.

По результатам исследований НАФИ, 27% россиян хорошо разбираются в цифровых технологиях, 67% обладают базовым уровнем цифровой грамотности, 7% – начальным**, причем уровень цифровой грамотности подростков выше, чем в среднем по России***. Однако доли россиян с высоким уровнем цифровой грамотности в поколениях Z и X/Y оказались сравнимы: так, людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности среди поколения Z – 36%, с базовым уровнем – 60%, с начальным – 4%. В поколениях Х/Y распределение по уровням цифровой грамотности похоже (30% – продвинутый уровень, 64% – базовый, 6% – начальный). Поколение «беби-бумеров» отстает: у 12% продвинутый уровень, у 78% – базовый, у 10% – начальный.

Представители поколения Z демонстрируют недостаточную осведомленность при ответах на вопросы, связанные с защитой персональных данных, с работой с государственными, финансовыми и платежными сервисами, электронной коммерцией. Для «беби-бумеров» сложности вызвало создание и редактирование файлов различных форматов.

Некоторые цифровые компетенции, по которым были получены низкие баллы в ходе тестирования цифровой грамотности, совпадают для «зумеров» (поколение Z) и «беби-бумеров». Так, оба поколения получили низкие баллы по блокам вопросов, посвященных работе с информацией в интернете и оценке ее достоверности (1), по влиянию цифровых устройств на физическое и психическое здоровье (2), настройке программного обеспечения (3). Многих представителей поколений «зумеров» и «беби-бумеров» также объединяет отсутствие установок на познание нового в цифровой сфере.

Таким образом, многие россияне, в том числе молодежь, не считают важным предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы повышать свой уровень цифровой грамотности. Прослеживается зависимость: желание осваивать новое в цифровой сфере больше у тех, кто уже обладает высоким уровнем цифровой грамотности и ниже – у людей с низким уровнем цифровой грамотности.

 

Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ:

«Знания по использованию цифровых технологий часто передаются не по схеме “учитель-ученик”, а от более опытного пользователя к менее опытному пользователю, другими словами, от молодых людей к их пожилым родственникам, от коллеги к коллеге. Такая схема препятствует расширению и углублению знаний, оставляя их на уровне необходимого минимума для осуществления ежедневных задач. Это может быть одной из причин того, что набор компетенций, по которым получены самые низкие показатели, во всех поколениях примерно одинаков. Схожи и наборы навыков, по которым получены наилучшие результаты.

Такое совпадение также может быть связано и с другими факторами: функциональная однобокость использования цифровых технологий, отсутствие образовательных инициатив в сфере IT, которые могли бы расширить область знаний всех желающих, отсутствие интереса к данной теме и установки на саморазвитие. Развитие мотивации к обучению в сфере цифровой грамотности – большая и сложная задача, которую нужно совместно решать государству и работодателям».


Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


Уровень цифровой грамотности, распределение долей (%) представителей разных поколений (результаты всероссийского репрезентативного тестирования)

  В среднем по РФ Поколение Z («зумеры») Поколение X,Y Поколение «беби-бумеров»
% обладающих «продвинутым» уровнем цифровой грамотности        27            36         30             12
% обладающих «базовым» уровнем        67            60         64              78
% обладающих «начальным» уровнем         6             4          6              10


Методика тестирования цифровой грамотности основана на международной рамке компетенций DigComp, разработанной экспертами стран Европейского союза. Все вопросы теста адаптированы экспертами НАФИ для российской цифровой повестки, учитывая отечественное законодательство, особенности информационной инфраструктуры, государственные цифровые сервисы и пр.

Приложение 1. Методика тестирования уровня цифровой грамотности

Главное преимущество выбранного подхода – в адаптивности, поскольку цифровая грамотность в нем раскрывается через набор реальных требований к знаниям и навыкам соискателей, описываемых в размещаемых предприятиями вакансиях. Это своеобразная агрегация текущего спроса на «цифровые компетенции» со стороны экономики. Методология измерения базируется на оценке пяти индикаторов:

·         информационная грамотность;

·         коммуникативная грамотность;

·         создание цифрового контента;

·         цифровая безопасность;

·         навыки решения проблем в цифровой среде.


Приложение 2. Компоненты цифровой грамотности

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы.

*Всероссийское тестирование по репрезентативной выборке населения Российской Федерации проведено в январе 2020 г. на основе методологии Digcomp. Тестирование размещено на портале «Цифровой гражданин» - it-gramota.ru. Выборка: 1300 человек из 70 регионов России. Возраст: 18 лет и старше. 


**Средний индекс цифровой грамотности составляет 58 п.п. Подробнее: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/


***Спецпроект «Дети и технологии» https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/deti-i-tekhnologii/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Тестирование цифровой грамотности для всех желающих. Итоги первого месяца работы портала «Цифровой гражданин»
12 Мая 2020

За месяц более 1000 человек прошли бесплатное тестирование на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru), чтобы определить свой уровень цифровой грамотности. Интерес к тестированию в основном проявили пользователи, которые уже обладают хорошими знаниями и навыками в цифровой среде. Доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности среди прошедших тестирование – 85%, среди россиян в целом – 27%. Задача на ближайшие месяцы – привлечь к тестированию внимание пользователей и сотрудников организаций, которые могут отставать по знаниям и навыкам в сфере «цифры».





Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель
30 Апреля 2020

По мнению россиян, главные качества хорошего современного учителя – это профессионализм и умение доходчиво и интересно объяснять материал. При этом четверть россиян считают, что современным учителям не хватает профессионализма, под которым они понимают наличие достаточного педагогического опыта и широких познаний в своей области. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.


Цифровая грамотность россиян: исследование 2020
10 Апреля 2020
Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. 
Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение
7 Апреля 2020

Половина российских учителей и преподавателей вузов отмечают, что им требуется серьезная помощь для эффективного перехода на работу в онлайн-формате. Педагоги жалуются на плохую организацию перехода к дистанционному обучению и говорят, что нагрузка на них сильно возросла. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в конце марта 2020 года среди педагогов, работающих в российских учреждениях общего и высшего образования.