Большинство россиян готовы оплачивать покупки по QR-кодам

13 Октября 2020

Технология оплаты с помощью QR-кодов известна многим россиянам, однако пока широко не используется. Самым удобным способом оплаты для опрошенных остается банковская карта с функцией бесконтактной оплаты. При этом большинство россиян готовы попробовать расплачиваться через QR-коды. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

Россияне знакомы с технологией оплаты через QR-код. При демонстрации примера QR-кода 78% россиян сказали, что знают эту разновидность штрихкодов. Более осведомленные группы — молодежь (18-34 года) и жители крупных городов. Менее осведомлены представители старшей возрастной группы и жители малых населенных пунктов.

Россияне пока редко расплачиваются по QR-кодам: только каждый четвертый (24%) когда-либо имел такой опыт. Портрет пользователя QR-кодами для оплаты: мужчина, представитель молодого поколения (18-34 года), житель крупного города. 76% россиян никогда не пользовались QR-кодами для оплаты.

Сегодня QR-код не воспринимается россиянами как удобный способ оплаты. Лидирующий способ оплаты по удобству – карта с бесконтактной оплатой.

Россияне проявляют интерес к оплате через QR-коды и большинство (84%) хотят попробовать платить через них. 53% будут это делать выборочно, только в знакомых или крупных торговых точках, а 31% везде, где это возможно. 16% не станут пользоваться этой технологией (чаще всего такой позиции придерживаются представители старшего поколения).

Россияне, оплачивающие покупки бесконтактно картой или смартфоном, с большей вероятностью будут пользоваться QR-кодами как способом оплаты везде, где это возможно. Среди тех, кто пользуются наличными, расплачиваться по QR-кодам готовы 24%. Те, кто использует банковские карты, готовы использовать QR-коды чаще (29-30%), а те, кто привык платить бесконтактно со смартфона – еще чаще (43%).

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Россияне знакомы с QR-кодами в первую очередь как с информационным маркером, а не как с платежным инструментом. Первопроходцами платежей по новой технологии станут “продвинутые” пользователи, которые уже сегодня используют бесконтактные способы оплаты: банковские карты с чипами NFC или смартфоны, другие “умные” устройства. Тем, кто привык к использованию мобильного телефона для совершения покупок, будет легче перейти к оплате через QR-код, чем тем, кто использует наличные: сценарий с QR-кодом требует определенного уровня цифровой грамотности.

Сегодня распознание QR-кодов включено в базовую функциональность современных смартфонов, их также поддерживают многие мобильные приложения банков. Это упрощает пользовательский опыт и будет способствовать распространению технологии и превращению ее в полноценную альтернативу платежным системам, а также платежам через NFC».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Среди представленных ниже способов оплаты повседневных покупок выберите, пожалуйста, самый удобный», в % от всех опрошенных

  % от всех опрошенных
Картой (бесконтактным способом)                   55
С помощью мобильного телефона (Google Pay, Apple Pay, Samsung Pay и др.)                   17
Наличными                   13
Картой (вставляется в терминал)                    8
С помощью QR-кода                    7

* Всероссийский онлайн-опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в сентябре 2020 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Уровень лояльности россиян к банкам снижается пятый год подряд
21 Октября 2020

Аналитической центр НАФИ провел масштабное измерение уровня лояльности клиентов банков во всех регионах России. Уровень лояльности банкам со стороны клиентов достиг минимума за последние 5 лет, снизившись с 43 до 1,3 пунктов (за последние 10 месяцев – падение на 3,7 пункта).


Большинство россиян плохо осведомлены о системе быстрых платежей
30 Сентября 2020
Большинство россиян имеют низкую осведомленность о Системе быстрых платежей (СБП), при этом многие отмечают, что после ознакомления готовы пользоваться ей. 
Добровольное страхование востребовано у 34% россиян
16 Сентября 2020
За последний год 34% россиян пользовались хотя бы одним видом добровольного страхования. Полис ДМС – лидер по популярности среди «добровольных» страховых продуктов.
Четверть российских вкладчиков не осведомлены об альтернативных инвестициях
10 Сентября 2020

По результатам совместного исследования сберегательного поведения россиян, проведенного РГС Банком и НАФИ, около трети россиян (31%), имеющих банковские накопления, имеют опыт использования альтернативных инвестиционных продуктов. Однако четверть опрошенных (24%) не знакома с ними в принципе, а 69% вкладчиков ни разу подобные продукты не оформляли.

Используемые методы

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.