Бизнес с Беларусью: в каких сферах развивать партнерство?

6 Февраля 2017

Каждое пятое предприятие работает с белорусскими партнерами, и наиболее налаженные контакты — в сферах обрабатывающей промышленности, торговли и туризма. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2016 г.*

Каждое пятое российское предприятие работает с партнерами из Беларуси: 12% работают только с поставщиками и 10% ― только с дистрибьюторами, а 2% работают с обоими контрагентами. 68% компаний, которые в настоящее время не сотрудничают с белорусскими предприятиями, не рассматривают такую возможность на перспективу (в основном это компании газовой промышленности и электроэнергии, строительства, добычи полезных ископаемых, транспорта и связи, недвижимости). Еще 12% организаций рассматривают возможность сотрудничества — как правило, такое намерение выражали топ-менеджеры предприятий сферы услуг, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности).
Чем крупнее организация, тем теснее у нее контакты с Беларусью: если среди крупных компаний 28% работают с поставщиками из соседнего государства и 24% — с дистрибьюторами, то среди малых такие контракты имеют 10% и 8% соответственно.

Наиболее развито сотрудничество с Беларусью в сфере обрабатывающей промышленности (17% работают с поставщиками и 23% ― с дистрибьюторами), в оптовой и розничной торговле (16% и 10% соответственно) и в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (8% и 15% соответственно). 27% организаций в сфере сельского и лесного хозяйства работают только с белорусскими поставщиками, но не работают с дистрибьюторами.

Отказ от работы с союзным государством связан, в первую очередь с отсутствием бизнес — необходимости (33% организаций, не работающих с Беларусью), а также со спецификой деятельности или отрасли предприятия (28%). Каждый десятый предприниматель отметил сложности в транспортной доступности и логистике (10%), а также отсутствие предложения со стороны Беларуси (9%). 5% предпринимателей не устраивает конъюнктура, стоимость товаров и услуг, а 4% ссылаются на бюрократические сложности.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Россия и Беларусь являются участниками Союзного государства с единым экономическим пространством. Скажите, а Ваше предприятие работает в настоящее время с белорусскими поставщиками или, напротив, с дистрибьюторами Вашей продукции в Беларуси?»*, в % от всех опрошенных

           Размер предприятия
      Все опрошенные      Микро-      Малое      Среднее      Крупное
Работает с поставщиками из Беларуси      12      9      10      11      28
Работает с дистрибьюторами в Беларуси       10      6      8      12      24
Не работает, но рассматривали такую возможность      12      14      10      10      10
Не работает и не рассматривает такую возможность      68      71      73      69      50


Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Что останавливает или является барьером в сотрудничестве с белорусскими предприятиями в сфере вашей деятельности?»*, в % от предпринимателей, которые не работают в настоящее время с поставщиками и дистрибьюторами из Беларуси

Отсутствие необходимости  33
Специфика деятельности и отрасли  28
Транспортная удаленность, логистические проблемы 10
Отсутствие предложения со стороны Беларуси, либо предложение не устраивает
9
Стоимость товаров и услуг 5
Таможенные и бюрократические сложности, проблемы с законодательством стран 4
Отсутствие информации и контактов 4
Отсутствие спроса со стороны Беларуси 2
Отсутствие посредников или поставщиков 1
Нет барьеров 2
Другое 4
Затрудняюсь ответить 1


   

*
Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в августе 2016 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

*
Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

*
Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Родиться или научиться? Как российские владельцы бизнеса смотрят на природу предпринимательства
29 Ноября 2022
Большинство российских владельцев бизнеса (86%) считают, что успешному предпринимателю необходимо обладать рядом навыков, прежде всего: умением стратегически мыслить (67%), быть финансово грамотным (64%) и стрессоустойчивым (62%). 8% опрошенных уверены – с такими данными нужны родиться, а 88% – что тем или иным навыкам можно научиться.
70% руководителей заявили о высоком уровне доверия к бизнесу в обществе в 2022 году
17 Ноября 2022
Опираясь на результаты, можно сделать вывод о том, что бизнесмены в большей степени готовы доверять своим российским деловым партнерам. Уровень этого доверия достаточно высок — 90 % (здесь и далее приведен % от взаимодействующих с данной категорией стейкхолдеров). 
Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году
10 Ноября 2022
Индекс цифровизации малого бизнеса продолжает расти и осенью 2022 года составил 52 п.п. Индекс находится в позитивной зоне за счет роста внимания компаний к информационной безопасности и киберграмотности сотрудников, использования гибридного формата работы и импортозамещения программного обеспечения.
Как российский бизнес адаптируется к ограничениям ИТ-сервисов
4 Августа 2022

70% российских компаний испытывают те или иные затруднения в связи с ограничениями ряда зарубежных интернет-сервисов и уходом с российского рынка некоторых поставщиков импортного программного обеспечения. Для каждого второго (47%) трудности не сильно заметны, а каждый пятый (23%) заявляет, что они сказываются на возможности полноценно продолжать работу.