Бизнес с Беларусью: в каких сферах развивать партнерство?

6 Февраля 2017

Каждое пятое предприятие работает с белорусскими партнерами, и наиболее налаженные контакты — в сферах обрабатывающей промышленности, торговли и туризма. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2016 г.*

Каждое пятое российское предприятие работает с партнерами из Беларуси: 12% работают только с поставщиками и 10% ― только с дистрибьюторами, а 2% работают с обоими контрагентами. 68% компаний, которые в настоящее время не сотрудничают с белорусскими предприятиями, не рассматривают такую возможность на перспективу (в основном это компании газовой промышленности и электроэнергии, строительства, добычи полезных ископаемых, транспорта и связи, недвижимости). Еще 12% организаций рассматривают возможность сотрудничества — как правило, такое намерение выражали топ-менеджеры предприятий сферы услуг, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности).
Чем крупнее организация, тем теснее у нее контакты с Беларусью: если среди крупных компаний 28% работают с поставщиками из соседнего государства и 24% — с дистрибьюторами, то среди малых такие контракты имеют 10% и 8% соответственно.

Наиболее развито сотрудничество с Беларусью в сфере обрабатывающей промышленности (17% работают с поставщиками и 23% ― с дистрибьюторами), в оптовой и розничной торговле (16% и 10% соответственно) и в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (8% и 15% соответственно). 27% организаций в сфере сельского и лесного хозяйства работают только с белорусскими поставщиками, но не работают с дистрибьюторами.

Отказ от работы с союзным государством связан, в первую очередь с отсутствием бизнес — необходимости (33% организаций, не работающих с Беларусью), а также со спецификой деятельности или отрасли предприятия (28%). Каждый десятый предприниматель отметил сложности в транспортной доступности и логистике (10%), а также отсутствие предложения со стороны Беларуси (9%). 5% предпринимателей не устраивает конъюнктура, стоимость товаров и услуг, а 4% ссылаются на бюрократические сложности.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Россия и Беларусь являются участниками Союзного государства с единым экономическим пространством. Скажите, а Ваше предприятие работает в настоящее время с белорусскими поставщиками или, напротив, с дистрибьюторами Вашей продукции в Беларуси?»*, в % от всех опрошенных

           Размер предприятия
      Все опрошенные      Микро-      Малое      Среднее      Крупное
Работает с поставщиками из Беларуси      12      9      10      11      28
Работает с дистрибьюторами в Беларуси       10      6      8      12      24
Не работает, но рассматривали такую возможность      12      14      10      10      10
Не работает и не рассматривает такую возможность      68      71      73      69      50


Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Что останавливает или является барьером в сотрудничестве с белорусскими предприятиями в сфере вашей деятельности?»*, в % от предпринимателей, которые не работают в настоящее время с поставщиками и дистрибьюторами из Беларуси

Отсутствие необходимости  33
Специфика деятельности и отрасли  28
Транспортная удаленность, логистические проблемы 10
Отсутствие предложения со стороны Беларуси, либо предложение не устраивает
9
Стоимость товаров и услуг 5
Таможенные и бюрократические сложности, проблемы с законодательством стран 4
Отсутствие информации и контактов 4
Отсутствие спроса со стороны Беларуси 2
Отсутствие посредников или поставщиков 1
Нет барьеров 2
Другое 4
Затрудняюсь ответить 1


   

*
Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в августе 2016 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

*
Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

*
Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Индекс готовности бизнеса женщин-предпринимателей к цифровой экономике
5 Октября 2018
Индекс готовности бизнеса к цифровой экономике среди женщин-предпринимателей составляет 45 п.п. из 100 возможных. При этом отмечается недостаточность внимания со стороны женщин-предпринимателей к защите и безопасности данных, а также к обучению сотрудников работе в цифровой среде. 
Предприниматели недовольны сложной процедурой ликвидации компаний
2 Октября 2018
Индивидуальные предприниматели ликвидируют свои компании чаще, чем представители микро- и малого бизнеса, зарегистрированного в других юридических формах. При этом представители юридических лиц чаще, чем индивидуальные предприниматели, характеризуют процедуру закрытия компании как сложную.
Среди женского населения РФ две трети потенциальных предпринимателей
25 Сентября 2018
Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index) в августе 2018 года составил 69,4 п.п. С момента старта исследования в 2015 году Индекс вырос на 13 п.п.
Малый и средний бизнес стал реже привлекать финансирование
13 Июля 2018
Малый и средний бизнес стал реже обращаться за финансированием – сегодня его привлекают лишь треть российских предприятий. Снизилась доля предприятий, оформляющих залоговый банковский кредит для бизнеса. Четверть предпринимателей ожидают повышения доступности заемного финансирования для бизнеса в ближайшие полгода.