Бизнес после пандемии: восстановление от шока

3 Июля 2020

Из-за пандемии и сопутствующих ограничений предприниматели столкнулись со множеством проблем. Большинство представителей бизнеса ожидают, что возврат к докризисным показателям произойдет не ранее, чем через год. При этом многие предприниматели отметили, что пандемия не повлияла на их планы по развитию, а некоторые отметили, что из-за сложившейся ситуации у них появились новые идеи по ведению бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Forbes*.

Более половины предпринимателей (54%) отметили, что их компания смогла продолжать работу в той или иной форме в период самоизоляции. 46% предпринимателей перевели сотрудников на дистанционный формат: 26% компаний работали в основном дистанционно, изредка посещая офис, 20% полностью перешли на «удаленку».

Многие предприниматели отметили негативные последствия от пандемии: 76% сообщили о снижении выручки, 66% – о сокращении спроса на товары или услуги, 36% – о сокращении числа поставщиков, 24% – об уменьшении числа филиалов/точек продаж. Каждый третий предприниматель (34%) отправлял сотрудников в отпуск за свой счет, а каждому пятому (18%) пришлось прибегнуть к увольнению сотрудников.

Большинство предпринимателей не рассчитывают на возврат к докризисным показателям в краткосрочной  перспективе: 36% ожидают, что выйдут на прежний уровень не ранее, чем через год, 21% – через 2-3 года. Треть предпринимателей придерживаются более оптимистичных настроений: 35% рассчитывают вернуться к докризисным показателям через несколько месяцев или раньше, а 8% отмечают, что коронавирус не сказался на их работе.

Большинство представителей бизнеса (70%) предприняли меры для адаптации к кризисной ситуации. В ТОП-3 таких мер входят сокращение бюджетов на текущие траты, переход в онлайн и коррекция цен/тарифов. Большая часть тех, кто перевел бизнес в онлайн (60%), считают, что это помогло компании стать эффективнее.

Несмотря на сложности, многие предприниматели не изменили свои стратегические планы на будущее: 52% сообщили, что карантин не повлиял на их бизнес-планы, а 8% отметили, что благодаря самоизоляции нашли новые идеи, форматы ведения бизнеса. 40% предпринимателей сообщили, что планы все-таки пришлось поменять.

В конце марта большинство предпринимателей (73%) отмечали, что нуждаются в господдержке**. По состоянию на июнь 33% обращались за господдержкой в период пандемии, 67% – не обращались. 16% получили господдержку, 17% сообщили о проблемах при ее получении. 61% не обращались и не планируют обращаться за господдержкой (в т.ч. из-за того, что не проходят по определенным критериям).

Мнения предпринимателей в оценке эффективности господдержки разделились. Почти половина (45%) считают, что реализуемые государством меры имеют положительный эффект: эти меры поддерживают экономику в целом, наиболее пострадавшие отрасли или отдельные компании. При этом 40% предпринимателей отметили, что меры господдержки не имеют эффекта, а 15% затруднились с ответом.

Большинство предприятий (78%) при возобновлении работы стараются следовать рекомендациям Роспотребнадзора по снижению риска распространения коронавируса.

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Что предпринимало Ваше предприятие в период карантина?»*, в % от всех опрошенных предпринимателей

  % предпринимателей
Сократили бюджеты (например, на маркетинг, ИТ, НИОКР или разработку продуктов и т. д.)                 22
Перевели бизнес в онлайн                 20
Скорректировали цены, изменили тарифы                  17
Сфокусировались на главных направлениях своего бизнеса                 14
Изменили систему закупок (например, поменяли поставщиков, сократили объемы закупок)                 11
Перепрофилировали бизнес, стали предлагать новые продукты и услуги                 10
Оптимизировали логистику                  9
Перестали работать / закрылись                  5
Другое                  6
Ничего не меняли                 30

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа

*Опрос предприятий микро-, малого и среднего бизнеса проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2020 г. Опрошено 500 представителей бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.
**Влияние эпидемии коронавируса на бизнес и потребность в господдержке (спецпроект НАФИ) https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/rossiyskiy-biznes-i-koronavirus-chast-1-predprinimateli-o-vliyanii-epidemii-na-ikh-biznes-i-o-potreb/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Чужой пример заразителен: треть молодых предпринимателей открыли свое дело, вдохновившись успешными бизнесменами
11 Января 2023
Большинство молодых предпринимателей в России решили открыть свое дело благодаря желанию много зарабатывать (39%), быть независимым (39%) и под влиянием ролевых моделей: успешных предпринимателей (37%) и блогеров (23%).
Спецпроект «Поддержка студенческого предпринимательства»
21 Декабря 2022
Спецпроект «Поддержка студенческого предпринимательства: меры поддержки со стороны вузов и информирование о них» – это масштабное социологическое исследование, содержащее результаты измерения уровня осведомленности студентов, интересующихся предпринимательством, о программах поддержки со стороны вузов и государства.

Спецпроект «Финансовая грамотность женщин-предпринимателей в России»
9 Декабря 2022

Спецпроект «Финансовая грамотность женщин-предпринимателей в России» – это масштабное социологическое исследование, содержащее результаты измерения уровня финансовой грамотности собственников микро- и малого бизнеса в России.

Исследование Россельхозбанка: индекс развития деловой среды предпринимательства АПК в 2022 году составил 38 единиц из 100 возможных
2 Декабря 2022
Индекс развития деловой среды микро, малого и среднего предпринимательства агропромышленного комплекса в 2022 году составил 38 единиц, что свидетельствует о хорошей динамике развития этого сегмента агробизнеса.