За последние 10 лет россияне стали втрое выше оценивать свои знания и навыки в области грамотного распоряжения денежными средствами. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.
![]()
Это ежемесячное репрезентативное всероссийское исследование, в анкету которого одновременно включаются разные тематические блоки вопросов от нескольких заинтересованных компаний. |
Под финансовой грамотностью в ходе опросов подразумевалось умение распоряжаться собственными деньгами. Доля россиян, которые высоко оценивают свою финансовую грамотность**, выросла по сравнению с 2011 годом на 38 п. п. – с 20% до 58% соответственно. Доля тех, кто сомневается в своих финансовых компетенциях, снизилась более чем втрое – с 36% до 10% соответственно.
Наиболее низкие оценки собственным финансовым знаниям и навыкам дают люди в возрасте 60 лет и старше (14% считают, что не умеют распоряжаться личными финансами) и неработающие россияне (16%).
За 10 лет сгладились различия в самооценке финансовой грамотности россиян, проживающих в разных регионах страны. Если в 2011 году о серьезном недостатке финансовых знаний говорили жители Дальнего Востока и Юга России (42% и 44% соответственно оценивали свои знания как неудовлетворительные), то в 2021 эти регионы по данному критерию не выделяются на фоне других.
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:
«За последние 10 лет финансовая система в России претерпела колоссальную трансформацию, которая идет параллельно цифровизации всех сфер жизни. Благодаря активной цифровизации растет число каналов, посредством которых люди могут получать финансовые услуги. Как результат, все больше россиян становятся активными пользователями финансовых услуг, их уверенность в себе в этом контексте укрепляется. Мы видим, что сглаживаются разрывы в самооценке финансовой грамотности жителей разных регионов. Одновременно финансовыми услугами начинают пользоваться все более молодые люди – по результатам наших исследований, сегодня российские подростки активно используют банкоматы, платежные терминалы, треть подростков оплачивают покупки безналичными способами***.
Все это происходит на фоне постоянно реализуемых государственных программ по повышению финансовой грамотности населения. Такие программы следует развивать и масштабировать, с одной стороны, особенное внимание уделяя категориям населения, ощущающим неуверенность в собственных финансовых компетенциях и находящимся “в группе риска” (людям старшего возраста и неработающим россиянам). С другой – тем, кто проявляет заинтересованность в получении финансовых знаний, чтобы поддержать и развить этот интерес. Возвращаясь к самой молодой категории пользователей финансовых услуг – 75% подростков хотят повышать свою финансовую грамотность и только 24% считают, что дополнительное обучение им не требуется****. Эти данные обнадеживают, но важно, чтобы интересующиеся темой люди не испытывали информационного дефицита и не становились жертвами мошенников, заведомо распространяющих ложные сведения».