Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет

4 Марта 2020

Большинство россиян знакомы с технологией бесконтактных платежей. Растет доля тех, кто платит за товары и услуги при помощи смартфона, чаще всего это люди молодого и среднего возраста. Часть опрошенных считают бесконтактные платежи удобным, но небезопасным способом оплаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года*.

Банковские карты являются сегодня распространенным платежным средством: подавляющее большинство россиян (82%) – держатели банковских карт, причем за последние 11 лет их доля выросла с 31% до 82%.

Сегодня продолжается развитие платежных технологий, в том числе активно распространяется технология бесконтактной оплаты, осведомленность о которой находится на высоком уровне. Большинство россиян знают о возможности оплачивать товары и услуги путем бесконтактных платежей с помощью банковской карты (93%) или мобильного телефона (88%). В меньшей степени осведомлены о платежах с других устройств – смартчасов и браслетов (65%).

Значительная часть россиян – 60% – оплачивают свои покупки бесконтактным способом. Так, более половины (58%) использовали для бесконтактной оплаты банковские карты. Каждый четвертый (26%) платил за товары или услуги при помощи смартфона, причем за год число тех, кто использовал этот метод, выросло на 15 п.п. 7% использовали для оплаты смартчасы или браслеты.

Те, кто платил электронными устройствами, чаще всего осуществляли оплату при помощи сервиса Google Pay (44%), на втором месте – Apple Pay (33%), на третьем – Samsung Pay (11%).

Россияне считают технологию бесконтактной оплаты удобной. Те, кто знаком с технологией бесконтактной оплаты, чаще отмечали удобство платежей посредством банковской карты (80%) и смартфона (70%). Также многие говорили, что оплату товаров и услуг удобно осуществлять при помощи смартчасов (63%), браслетов (60%) и брелоков (56%).

При этом треть опрошенных считают, что бесконтактные формы оплаты не являются безопасными. Примерно равные доли россиян, пользующихся различными способами бесконтактной оплаты – картой, смартфоном, часами и т.п. – считают их небезопасными. Подробнее – в Таблице 3.

Чаще других оплату бесконтактным путем предпочитали осуществлять россияне молодого и среднего возраста (от 18 до 44 лет). Представители этой возрастной группы также чаще других считают, что бесконтактная оплата с различных устройств более комфортная и безопасная.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Глобальная цифровизация вывела на рынок финансовых услуг новых игроков – IT-компании. Чтобы пользоваться платежными сервисами, которые они предлагают, россияне должны обладать определенным уровнем цифровой грамотности.

Для пользователя возникает дилемма между удобством и безопасностью совершаемых операций. Средний бесконтактный платеж без пин-кода в точке оплаты занимает около 10 секунд – это на 30% быстрее контактной оплаты картой и более чем вдвое быстрее расчета наличными. Однако именно вопросы безопасности, как показало наше исследование и как подтверждается исследованиями в других странах, остаются главным барьером на пути к переходу на современные платежные инструменты. Многие не понимают, как осуществляется бесконтактная оплата: например, поднесение условных «умных» часов к терминалу оплаты и списание значимой суммы представляется незащищенным.

Чем выше будет цифровая грамотность россиян, тем большее распространение будут получать современные цифровые платежные инструменты».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Знание и опыт использования различных бесконтактных способов оплаты, в % от всех опрошенных*

  % тех, кто знает о существовании способа оплаты % тех, кто пользуется способом оплаты 
Банковские пластиковые карты, оплата которыми производится бесконтактно 93 58
Мобильный телефон с функцией бесконтактной оплаты 88 26
Специальные наручные часы или браслеты с функцией бесконтактной оплаты 65 7
* Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа


*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Лояльность россиян к банкам падает четвертый год подряд
13 Февраля 2020
C 2016 по 2020 год индекс лояльности россиян к основному банку (NPS) снизился более чем в восемь раз: с 43 до 5 пунктов. Только за прошлый год индекс упал почти в три раза. Растет доля клиентов, не готовых рекомендовать свой банк родственникам и знакомым. Аналитический центр НАФИ представляет ежегодное исследование уровня потребительской лояльности на розничном рынке банковских услуг.
Только 7% россиян знают уровень инфляции
4 Февраля 2020
Большинство россиян (67%) за последний год отметили рост цен на товары и услуги, который негативно отразился на благосостоянии их семьи. 41% россиян знают, что означает термин «инфляция», при этом уровень инфляции, близкий к официальному значению Банка России, смогли назвать только 7% россиян. 
Портрет заемщика: кто в России чаще всего берет кредиты?
16 Января 2020
Кредитными продуктами (кредит в банке, кредитная карта, займ) сегодня пользуется каждый третий россиянин (33%). Кредитная активность во многом определяется семейным и трудовым статусом человека. Активнее других берут кредиты семьи с детьми и матери-одиночки, а реже всего – неработающие пенсионеры. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.



Россияне пользуются кешбэком и смотрят сторис банков
14 Ноября 2019
Цифровые финансовые услуги востребованы среди россиян. Наиболее популярны переводы средств по номеру телефона и оплата услуг через банковские приложения. Реже всего пользуются цифровыми помощниками банков. Каждый четвертый россиянин получает кешбэк, каждый пятый просматривает сторис банков.

Используемые методы