Банкам – отказать, знакомым – вернуть: как россияне относятся к возврату долгов

22 Декабря 2020

Аналитический центр НАФИ провел исследование отношения россиян к феномену банкротства*. Для многих россиян кредит в банке и заем у друзей или близких – принципиально разные вещи.

Сегодня 28% россиян пользуются банковскими кредитами**. Традиционно в решении своих финансовых трудностей россияне рассчитывают преимущественно на себя, свою семью и близких. Другие коммерческие или государственные институты, как правило, не выступают в качестве доступного источника помощи, в том числе в кризисной ситуации. При ухудшении финансового положения и невозможности выплатить кредит россияне вероятнее всего обратятся за помощью к друзьям или родственникам (43%). Каждый четвертый (27%) попросит отсрочку платежа или увеличение срока кредита в банке, где оформлен кредит. Еще 6% для погашения задолженности возьмут кредит в другом банке***.

Более половины россиян (53%) следуют правовым и этическим нормам и считают необходимым возврат займа как банку, так и знакомому или родственнику. Однако треть россиян (33%) допускают невыполнение долговых обязательств перед банком, осуждая при этом невозврат займа знакомому или родственнику.

Большинство россиян не осуждают людей, которые не смогли вернуть кредит в банк и стали банкротами. Почти три четверти опрошенных считают, что банкротство – это просто «неприятное обстоятельство», после которого жизнь человека «не изменится радикально» (73%), и готовы вести дела с человеком, которого признали банкротом (71%).

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«В ходе нашего исследования мы не стали задавать вопросы про понимание термина внесудебного банкротства с юридической точки зрения: прошло буквально 3 месяца с введения этого инструмента, и уровень понимания людей этой инициативы будет низким. У многих не было такого опыта лично или среди знакомых.

На наш взгляд, сейчас важно понять, что означает сам феномен “банкротства” на уровне установок и как они его воспринимают. Этот термин достаточно новый для обычных людей, и он более понятен, когда речь идет о банкротстве бизнеса.

Мы видим, что сегодня банкротство воспринимается россиянами скорее нейтрально, нет барьеров для того, чтобы люди активно пользовались этим инструментом в сложных жизненных обстоятельствах. Как говорится, “от тюрьмы и от сумы не зарекайся”: у людей нет предубеждений против банкротства, они понимают, что это может случиться с каждым».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование

«Установки россиян в отношении возврата долгов», в % от всех опрошенных

  % от всех опрошенных
«Любые долги нужно отдавать» (и банку, и знакомому/родственнику) 53
«Банкам – отказать, знакомым – вернуть» (банкам можно не возвращать долги, знакомым/родственникам – возвращать обязательно) 33
«Банкам – вернуть, знакомым – не обязательно» (банкам обязательно возвращать долги, знакомым – не обязательно) 2
Другое/затруднились ответить 12


* Онлайн-опрос НАФИ проведен в октябре 2020 года. Опрошено 1500 человек старше 18 лет в городах с населением от 100 тыс. человек.
** Пресс-релиз «Кредитами и займами пользуются 28% россиян», 25.08.2020. Ссылка: https://nafi.ru/analytics/kreditami-i-zaymami-polzuyutsya-28-rossiyan/
*** Пресс-релиз «Россияне стали меньше рассчитывать на помощь друзей и родственников при проблемах с выплатой кредитов», 2.09.2019. Ссылка: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-menshe-rasschityvat-na-pomoshch-druzey-i-rodstvennikov-pri-problemakh-s-vyplatoy-kre/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете
29 Марта 2021
За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. 
Рост в 3 раза за 3 года: россияне стали чаще пользоваться смартфоном для оплаты
3 Марта 2021

Большинство россиян хорошо осведомлены о технологии бесконтактных платежей. За последние три года россияне стали в три раза чаще оплачивать покупки бесконтактным способом с помощью смартфонов и в два раза чаще – с помощью других «умных» устройств: смартчасов и браслетов. Самым распространенным платежным средством остается банковская карта, она есть у большинства россиян (82%).

Готовность к риску: у россиян вырос «аппетит» к инвестициям без должных знаний
12 Февраля 2021

Снижение процентной ставки по вкладам и кажущиеся простота и доступность инструментов инвестирования привели многих россиян к идее попробовать себя в роли инвестора. Почти четверть (24%) проявляют интерес к этой сфере, а 9% россиян имеют опыт инвестирования. При этом большинство «новых инвесторов» не имеют практических навыков и достаточных финансовых знаний для работы на фондовом рынке.

В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками
20 Января 2021

За второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством. Чаще всего о попытках мошенничества сообщали жители Москвы и Санкт-Петербурга, люди среднего возраста (35-44 года). Об этом свидетельствуют  результаты исследования Аналитического центра НАФИ.  


Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.