8 ролей женщины: исследование к 8 марта

6 Марта 2020

В преддверии Международного женского дня Аналитический центр НАФИ в ходе всероссийского исследования* изучил отношение женщин и мужчин к различным сферам жизни.

Для женщин в приоритете – семья и домашние обязанности, для мужчин – карьера. Почти половину своего времени и усилий (45%) женщины обычно посвящают домашним обязанностям и заботе о близких, работа – на втором месте (24%)**. У мужчин противоположная картина: сначала идет карьера, потом – семья. В других сферах – хобби, общение с друзьями, обучение – женщины и мужчины тратят одинаковое количество времени и усилий. Подробнее – в таблице №1.

В течение недели женщина выполняет как минимум восемь различных ролей (подробнее – в таблице №2). В ходе опроса мужчинам и женщинам задавался вопрос, чему они посвящали время на прошедшей неделе. В некоторых сферах женщины тратят в несколько раз больше времени, чем мужчины: они в два раза чаще готовят пищу, почти в три раза чаще занимаются уборкой, в пять раз – стиркой. Мужчины чаще указывают, что уделяют время работе, однако отрыв от женщин не так велик: 52% против 40%. Также мужчины чаще женщин занимаются спортом (22% против 16%) и делают мелкий ремонт по дому (39% против 13%).

Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Сегодня домашние обязанности в России делятся между мужчинами и женщинами неравномерно: несмотря на развитие технологий и трудовую активность женщин, большинство бытовых вопросов остаются именно за ними –  стирка, уборка, приготовление пищи, уход за детьми. Также женщины чаще заботятся о здоровье членов своих семей.

Однако ситуация меняется. Так, уже сегодня в России мужчина может уйти в декретный отпуск или взять больничный по уходу за ребенком наравне с женщиной. Для женщин открываются профессии, закрытые ранее. Активно развиваются технологии, упрощающие организацию бытовых вопросов. Коррекция социальных ролей будет продолжаться».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Таблица 1. «Как Вы распределяете время и усилия по различным сферам жизни?», в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
Семья, дети (в том числе, домашние обязанности и забота о близких) 45 30
Работа 24 36
Обучение, личностный рост 5 6
Здоровье и спорт 8 8
Досуг, хобби, развлечения 10 12
Друзья, окружение 8 8


Таблица 2. «Давайте вспомним Вашу прошлую неделю. Скажите, пожалуйста, чем Вы были заняты?»*, в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
1.     Приготовление пищи 86 40
2.     Уборка, наведение порядка 84 32
3.     Стирка и глажка белья 72 14
4.     Социальные сети, интернет 50 43
5.     Совместный отдых с детьми / семьёй 41 31
6.     Работа (профессиональная деятельность) 40 52
7.     Лечение / уход за детьми или другими членами семьи 26 13
8.     Образование детей, помощь в обучении 25 9
9.     Мелкий ремонт по дому 13 39
10.   Занятия спортом (бассейн, пробежка, тренажерный зал и другое) 16 22
11.   Организация отпусков, покупка туров, билетов и т.д. 2 2
* Сумма превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в начале марта 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
** За 100% условно принято все время респондента. Опрошенным предлагалось распределить, какой процент времени они тратят на определенные активности в течение дня.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

За пандемию россияне увеличили расходы на товары для домашних животных
4 Октября 2021

В пандемию россияне увеличили расходы на содержание домашних животных – стали покупать для них больше товаров (аксессуаров, наполнителей, одежды и пр.). При этом расходы на услуги ветеринаров сократились.

За время пандемии жители российских городов стали в 3 раза чаще включать в рацион растительные альтернативы мясу и молоку
19 Сентября 2021

За полтора года жители российских городов стали в 3 раза чаще употреблять в пищу растительные продукты-заменители мяса и молока (в категории «мясо» выросла доля потребителей с 10% до 34%, в категории «молоко» – с 9% до 31%) – соевое мясо, пшеничные колбасы, сейтан, молоко на основе овса, риса, сои, гречки и т.д. Такие растительные альтернативы пользуются наибольшим спросом у молодежи и людей с высоким достатком. При этом, по мнению жителей российских городов, за пандемию практически не изменилось количество потребляемого мяса и молока животного происхождения. Таковы результаты исследования, проведенного проектом «Едим лучше» совместно с Аналитическим центром НАФИ.

Большинство россиян верят в полную или частичную реализацию нацпроектов
9 Сентября 2021
Осведомленность россиян о национальных проектах выросла за последние два года на 10 п.п. – на сегодняшний день о приоритетных направлениях развития России знают 54% жителей страны. Таковы результаты совместного исследования Совета Федерации и Аналитического центра НАФИ.
Стереотипы против мирового тренда: большинство россиян не хотят отдавать родственников в дома престарелых
8 Сентября 2021
Большинство россиян не готовы отправлять своих пожилых родственников на постоянное проживание в дома престарелых и лишь 7% рассматривают такую возможность в бесплатных или коммерческих заведениях.

Используемые методы

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.