8 ролей женщины: исследование к 8 марта

6 Марта 2020

В преддверии Международного женского дня Аналитический центр НАФИ в ходе всероссийского исследования* изучил отношение женщин и мужчин к различным сферам жизни.

Для женщин в приоритете – семья и домашние обязанности, для мужчин – карьера. Почти половину своего времени и усилий (45%) женщины обычно посвящают домашним обязанностям и заботе о близких, работа – на втором месте (24%)**. У мужчин противоположная картина: сначала идет карьера, потом – семья. В других сферах – хобби, общение с друзьями, обучение – женщины и мужчины тратят одинаковое количество времени и усилий. Подробнее – в таблице №1.

В течение недели женщина выполняет как минимум восемь различных ролей (подробнее – в таблице №2). В ходе опроса мужчинам и женщинам задавался вопрос, чему они посвящали время на прошедшей неделе. В некоторых сферах женщины тратят в несколько раз больше времени, чем мужчины: они в два раза чаще готовят пищу, почти в три раза чаще занимаются уборкой, в пять раз – стиркой. Мужчины чаще указывают, что уделяют время работе, однако отрыв от женщин не так велик: 52% против 40%. Также мужчины чаще женщин занимаются спортом (22% против 16%) и делают мелкий ремонт по дому (39% против 13%).

Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Сегодня домашние обязанности в России делятся между мужчинами и женщинами неравномерно: несмотря на развитие технологий и трудовую активность женщин, большинство бытовых вопросов остаются именно за ними –  стирка, уборка, приготовление пищи, уход за детьми. Также женщины чаще заботятся о здоровье членов своих семей.

Однако ситуация меняется. Так, уже сегодня в России мужчина может уйти в декретный отпуск или взять больничный по уходу за ребенком наравне с женщиной. Для женщин открываются профессии, закрытые ранее. Активно развиваются технологии, упрощающие организацию бытовых вопросов. Коррекция социальных ролей будет продолжаться».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Таблица 1. «Как Вы распределяете время и усилия по различным сферам жизни?», в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
Семья, дети (в том числе, домашние обязанности и забота о близких) 45 30
Работа 24 36
Обучение, личностный рост 5 6
Здоровье и спорт 8 8
Досуг, хобби, развлечения 10 12
Друзья, окружение 8 8


Таблица 2. «Давайте вспомним Вашу прошлую неделю. Скажите, пожалуйста, чем Вы были заняты?»*, в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
1.     Приготовление пищи 86 40
2.     Уборка, наведение порядка 84 32
3.     Стирка и глажка белья 72 14
4.     Социальные сети, интернет 50 43
5.     Совместный отдых с детьми / семьёй 41 31
6.     Работа (профессиональная деятельность) 40 52
7.     Лечение / уход за детьми или другими членами семьи 26 13
8.     Образование детей, помощь в обучении 25 9
9.     Мелкий ремонт по дому 13 39
10.   Занятия спортом (бассейн, пробежка, тренажерный зал и другое) 16 22
11.   Организация отпусков, покупка туров, билетов и т.д. 2 2
* Сумма превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в начале марта 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
** За 100% условно принято все время респондента. Опрошенным предлагалось распределить, какой процент времени они тратят на определенные активности в течение дня.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

При потере работы накоплений россиян хватит в среднем на 63 дня
31 Марта 2020
Ситуация на рынке труда меняется в условиях эпидемиологического кризиса. Несмотря на то, что еще в начале марта большинство работающих россиян считали потерю работы маловероятной, сегодня многие чувствуют себя незащищенными. По оценкам почти половины граждан, в случае потери основного источника дохода они смогут оплачивать все необходимые расходы в течение месяца. 
Трудное поведение подростков: у чужих детей отмечают, у своих не замечают
31 Марта 2020

Каждый второй россиянин сталкивался с трудным поведением подростков – чаще всего не у своих детей, а у детей родственников или знакомых. Основная ответственность за трудное поведение детей, по мнению россиян, лежит на их семьях и родителях. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с благотворительным фондом «ШАЛАШ» в феврале 2020 года. 


Россияне стали реже давать милостыню и чаще жертвовать деньги «по воздуху»
27 Марта 2020

Число россиян, жертвующих деньги на благотворительность, за год сократилось. Изменились и способы, которыми предпочитают совершать пожертвования: за четыре года милостыню на улице стали давать в два раза реже, а пользоваться дистанционными, цифровыми каналами (например, банковскими переводами) – чаще. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в феврале 2020 года. 


Россияне готовы переплачивать за товар с государственной маркировкой органического продукта
26 Марта 2020

Каждый пятый россиянин считает, что продукция с маркировками «био», «эко», «органик» лучше товаров, продающихся без таких отметок, а каждый третий готов переплачивать за товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Роскачеством в январе 2020 года. 

Используемые методы