8 ролей женщины: исследование к 8 марта

6 Марта 2020

В преддверии Международного женского дня Аналитический центр НАФИ в ходе всероссийского исследования* изучил отношение женщин и мужчин к различным сферам жизни.

Для женщин в приоритете – семья и домашние обязанности, для мужчин – карьера. Почти половину своего времени и усилий (45%) женщины обычно посвящают домашним обязанностям и заботе о близких, работа – на втором месте (24%)**. У мужчин противоположная картина: сначала идет карьера, потом – семья. В других сферах – хобби, общение с друзьями, обучение – женщины и мужчины тратят одинаковое количество времени и усилий. Подробнее – в таблице №1.

В течение недели женщина выполняет как минимум восемь различных ролей (подробнее – в таблице №2). В ходе опроса мужчинам и женщинам задавался вопрос, чему они посвящали время на прошедшей неделе. В некоторых сферах женщины тратят в несколько раз больше времени, чем мужчины: они в два раза чаще готовят пищу, почти в три раза чаще занимаются уборкой, в пять раз – стиркой. Мужчины чаще указывают, что уделяют время работе, однако отрыв от женщин не так велик: 52% против 40%. Также мужчины чаще женщин занимаются спортом (22% против 16%) и делают мелкий ремонт по дому (39% против 13%).

Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Сегодня домашние обязанности в России делятся между мужчинами и женщинами неравномерно: несмотря на развитие технологий и трудовую активность женщин, большинство бытовых вопросов остаются именно за ними –  стирка, уборка, приготовление пищи, уход за детьми. Также женщины чаще заботятся о здоровье членов своих семей.

Однако ситуация меняется. Так, уже сегодня в России мужчина может уйти в декретный отпуск или взять больничный по уходу за ребенком наравне с женщиной. Для женщин открываются профессии, закрытые ранее. Активно развиваются технологии, упрощающие организацию бытовых вопросов. Коррекция социальных ролей будет продолжаться».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Таблица 1. «Как Вы распределяете время и усилия по различным сферам жизни?», в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
Семья, дети (в том числе, домашние обязанности и забота о близких) 45 30
Работа 24 36
Обучение, личностный рост 5 6
Здоровье и спорт 8 8
Досуг, хобби, развлечения 10 12
Друзья, окружение 8 8


Таблица 2. «Давайте вспомним Вашу прошлую неделю. Скажите, пожалуйста, чем Вы были заняты?»*, в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
1.     Приготовление пищи 86 40
2.     Уборка, наведение порядка 84 32
3.     Стирка и глажка белья 72 14
4.     Социальные сети, интернет 50 43
5.     Совместный отдых с детьми / семьёй 41 31
6.     Работа (профессиональная деятельность) 40 52
7.     Лечение / уход за детьми или другими членами семьи 26 13
8.     Образование детей, помощь в обучении 25 9
9.     Мелкий ремонт по дому 13 39
10.   Занятия спортом (бассейн, пробежка, тренажерный зал и другое) 16 22
11.   Организация отпусков, покупка туров, билетов и т.д. 2 2
* Сумма превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в начале марта 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
** За 100% условно принято все время респондента. Опрошенным предлагалось распределить, какой процент времени они тратят на определенные активности в течение дня.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Более половины россиян пользовались госуслугами онлайн во время пандемии
18 Сентября 2020

Более половины россиян во время пандемии пользовались государственными электронными сервисами (такими как gosuslugi.ru, mos.ru и др.) для получения государственных услуг онлайн. Большинство россиян считают, что подобные сервисы делают процесс получения госуслуг более простым и удобным.

У успеха – не женское лицо. Большинство известных россиян – мужчины
31 Августа 2020

Образ успешного человека в различных сферах деятельности у россиян прочно ассоциируется с мужчинами – таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google. Большую роль в преодолении стереотипов играет репрезентация персон в общественном пространстве — например, представление образов успешных мужчин и женщин в СМИ.

Эксперт: стереотипы препятствуют реализации женщин в цифровой сфере
4 Августа 2020

В обществе существует стереотип о том, что женщины хуже справляются с работой в сфере информационных технологий и в целом обладают более низким уровнем цифровых знаний и навыков, чем мужчины. Подобные установки не только отражаются на карьере женщин, но и мешают им становиться полноценными и успешными участниками цифровой экономики. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ. 


Более половины россиян с низким доходом готовы заключить социальный контракт с государством
28 Июля 2020

53% россиян с низким уровнем дохода готовы заключить социальный контракт с государством. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного при поддержке Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации.  


Используемые методы