72% россиян не смогли распознать финансовую пирамиду

20 Ноября 2017

МОСКВА, 20 ноября 2017 года. Доля россиян, верно идентифицирующих финансовую пирамиду среди списка возможных сберегательных и инвестиционных инструментов, не меняется: их число не превышает 28% на протяжении последних десяти лет. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в октябре 2017 г*.

В ходе исследования респондентам было предложено найти финансовую пирамиду в списке различных способов вложения денежных средств, от банковских вкладов до паевых инвестиционных фондов.

Верный вариант, имеющий признаки финансовой пирамиды, отметили 28% россиян (их доля стабильна с 2008 года). Каждый пятый (22%) затруднился ответить, число затруднившихся постепенно снижается с 2009 года. 17% россиян отнесли к финансовым пирамидам все перечисленные варианты (в 2015 году – 18%).

Немного снизилась доля тех, кто присваивает признаки финансовой пирамиды паевым инвестиционным фондам (с 13% в 2015 г. до 7% в 2017). Банк, предлагающий вклады под 11% годовых считают финансовой пирамидой 8% россиян (4% два года назад). И только 3% высказывают недоверие в отношении общего фонда банковского управления, предлагающего сертификаты долевого участия.

Чаще других верные ответы дают жители городов-миллионников (36% определили пирамиду), а реже – жители малых городов с населением 50-100 тыс. человек (15%). Причем последние более склонны не причислять ни одну из описанных организаций к финансовым пирамидам (28%).

«Представьте, Вам необходимо принять решение о вложении денег, и при изучении существующего предложения на рынке Вы обнаружили несколько вариантов. Какой из вариантов, с Вашей точки зрения, может оказаться «финансовой пирамидой»?», % от всех опрошенных

  2008 2009 2010 2011 2015 2017
Финансовая организация, обещающая гарантированный 35%-ый рост вложений через год 28 22 28 23 27 28
Общий фонд банковского управления, предлагающий сертификаты долевого участия 3 2 4 4 3 3
Банк, предлагающий вклады под 11% годовых 7 8 7 11 4 8
Паевой инвестиционный фонд, сообщающий о 35% доходности его паев за предыдущий год 10 8 8 9 13 7
Все перечисленные варианты 14 10 11 15 18 17
Никакой из перечисленных вариантов 12 6 7 11 11 15
Затрудняюсь ответить 26 44 35 27 24 22


*  Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2017 г. Опрошено 1600 человек

в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

Тип публикации: Результаты опросов

Результаты исследования демонстрируют, что двое из трех россиян с высокой вероятностью могут стать жертвой финансовой пирамиды. Проблема усугубляется тем, что любые мошеннические схемы на рынке финансовых услуг стремительно адаптируются под рыночные, законодательные, а также технологические изменения.

Мошеннические схемы активно уходят в он-лайн, где их сложнее выявлять и контролировать. В особой зоне риска – молодежь, которая технически грамотна, но не имеет практического опыта пользования финансовыми услугами, а также люди старшего поколения, которые только осваивают Интернет и склонны доверять «привлекательным» предложениям

Похожие публикации

8% россиян пользовались услугами кредитных потребительских кооперативов
2 Марта 2018
37% россиян знают о том, что такое кредитный потребительский кооператив. При этом за последние три года 8% пользовались услугами этих организаций, что на 6 п.п. больше, чем в 2012 году. 
Развитие малого и среднего бизнеса и рынка его кредитования
27 Февраля 2018
Число предприятий сектора МСП в 2015-2016 году возобновило рост и достигло значения в 2 784 тыс. юридических лиц и 2 524 ИП. При этом численность занятых на МСП на протяжении 2010-2016 гг. менялась разнонаправленно и по итогам указанного периода показала негативную динамику в 1,1%.
8% россиян пользовались услугами ломбардов
22 Февраля 2018
За последние 3 года услугами ломбардов пользовались 8% россиян, в будущем это планируют делать 5%. Ломбарды наиболее популярны среди жителей средних и больших городов и тех, кто занимается домашним хозяйством.
44% россиян испытывают потребность в повышении финансовой грамотности
20 Февраля 2018
Почти половина россиян отметили, что хотели бы повысить уровень своей финансовой грамотности. Граждане не всегда хорошо понимают те или иные аспекты работы с финансовыми организациями и их продуктами, а организации, в свою очередь, переоценивают уровень финансовой грамотности своих клиентов. При планировании стратегии развития 82% финансовых организаций учитывают уровень финансовой грамотности населения.

Используемые методы