Каждый четвертый житель нашей страны (24%) не доволен состоянием окружающей среды в месте своего проживания. Вместе с тем, ответственность за решение экологических проблем, по мнению 71% опрошенных, лежит на бизнесе, общественных и государственных институтах. Сами же люди, несмотря на ряд распространенных экологичных практик в повседневной жизни, таких как экономия ресурсов, потребляемых в ЖКХ (79%), или раздельный сбор мусора (49%), не готовы уделять большого внимания проблемам экологии. Таковы результаты совместного исследования коммуникационного агентства LikePR и Аналитического центра НАФИ*.
![]() Исследование проведено с помощью исследовательской платформы Тет-О-Твет |
Ответственность за экологическую обстановку
39% россиян удовлетворены экологической обстановкой в своем населенном пункте. Каждый четвертый (24%) ей не доволен.
В большей степени состоянием окружающей среды довольны жители регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (44%), а в меньшей – жители Сибири и Дальнего Востока (28%). Не довольны чаще женщины (25% против 21% мужчин) и россияне с высшим образованием (26% против 21% тех, у кого только среднее или среднее специальное образование).
Вместе с тем, большинство опрошенных (71%) склонны делегировать ответственность за состояние окружающей среды государственным или общественным институтам и ждать от них действий, направленных на изменение ситуации в лучшую сторону.
- 33% опрошенных считают, что забота об экологии – зона ответственности государства на региональном или федеральном уровне;
- 31% – промышленности и бизнеса;
- 7% – общественных и некоммерческих организаций.
Взгляды молодежи и взрослого населения на этот вопрос заметно различаются. Россияне старше 45 лет чаще делегируют ответственность органам власти (37%) и бизнесу (35%), а молодые люди от 18 до 24 лет отмечают большую роль отдельно взятого жителя страны (38%) и НКО (14%).
Экологичные практики россиян в повседневной жизни
Большинству россиян известны несколько способов того, как повседневными экологичными практиками можно повлиять на состояние окружающей среды. Один из самых распространенных способов – сортировка бытовых отходов.
Благодаря реализации национального проекта «Экология»**, в рамках которого проводится реформа по обращению с бытовыми отходами и создается инфраструктура для раздельного сбора мусора по всей стране, доля тех, кто так или иначе отделяет вторсырье от неперерабатываемого мусора, достигает сегодня 49%. В первую очередь, это те, кто выбрасывает в отдельный контейнер стекло, пластик, металл, картон и бумагу – 31%. Ко второй категории относятся 15% россиян, которые в дополнение относят отдельные фракции мусора в пункты приема. Например, выбрасывают батарейки или крышки от пластиковых бутылок в специальные контейнеры, расположенные в общедоступных местах.
Как минимум, половина опрошенных – 50% – признаются, что весь бытовой мусор выбрасывают в один контейнер или мусоропровод, ничего не отделяя.
Чаще всего не разделяют мусор неработающие россияне (57%), люди без высшего образования (52%) и те, кто имеет низкий уровень дохода (59%).
Анализ экологичных практик россиян показывает, что тема заботы об окружающей среде в первую очередь носит утилитарный характер, когда в системе мотивации человека главенствует личная экономия и бытовая выгода.
Так, за последние несколько месяцев 79% россиян экономили электроэнергию, воду, газ в своем доме, 64% – приобретали энергосберегающую технику, бытовые товары. Для 64% россиян тема экологии присутствовала на уровне обсуждений с близкими, друзьями.
Еще 50% опрошенных заявляют, что хотя бы один раз за последние 3 месяца принимали участие в субботниках или других мероприятиях, акциях, направленных на решение экологических проблем.
Что же касается потребления, только 37% жителей нашей страны осознанно покупали вещи, изготовленные из переработанного вторсырья.
Реже всего за последние несколько месяцев россияне совершали действия, направленные на расширение своих знаний и более глубокое вовлечение в экологическую повестку.
Изучали информацию о социальной или экологической позиции бренда перед тем, как купить его товары, чуть больше трети опрошенных (36%). Читали специализированную литературу, сайты или блоги, посвященные теме экологии, 34% участников исследования.
Анна Пузыренко, лидер практики ESG-коммуникации, основатель коммуникационного агентства LikePR:
«Прямая дорога к улучшению экологической ситуации на отдельно взятых территориях, а также к решению таких глобальных проблем, как изменение климата – экологическое просвещение. Понимая свою роль в глобальных экопроцессах — а именно человек является основным источником воздействия на окружающую среду – люди пересматривают образ жизни в сторону экоосозннанности, от сортировки мусора до выбора в пользу возобновляемых источников энергии. Власти разных уровней и бизнес — это агенты влияния, которые могут использовать свою инфраструктуру для просвещения. Плюс, важно информировать общество об инициативах государства и бизнеса по снижению воздействия на окружающую среду. Эффективные коммуникации создают среду, где осознанное отношение к экологии становится общим делом, что и подтверждает наше исследование».
![]()
Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту. |
Оставайтесь в курсе!
Подписывайтесь на наши социальные сети: