6% российских компаний называют себя социально-ориентированными

2 Ноября 2017

МОСКВА, 1 ноября 2017 года. Только 6% топ-менеджеров в нашей стране относят себя к социальным предпринимателям. Большинство руководителей предприятий считают, что за решение социальных проблем в обществе ответственно государство. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ в сентябре 2017 г.*

Половина предпринимателей (50%) отмечают, что их бизнес направлен исключительно на получение коммерческой прибыли, а решение социальных проблем не входит в их задачи. Еще 40% бизнесменов указывают, что несмотря на коммерческую ориентацию предприятия, они по возможности стараются принимать участие в решении социальных проблем. Только 6% управленцев относят свой бизнес к социальному, так как он направлен на решение острых социальных проблем, таких как социализация инвалидов, трудоустройство незащищенных групп граждан, образование и т.п.

Российскому бизнесу свойственны патерналистские настроения: 87% предпринимателей решение социальных проблем в обществе перекладывают на государство, причем 55% считают, что кроме государства этим никто не должен заниматься. Примерно в одинаковых пропорциях подобную социальную ответственность опрошенные возлагают на население (28%), на крупные корпорации (27%) и общественные организации (27%). Еще 18% считают, что социальные проблемы должны решать субъекты МСП.

Компании, деятельность которых направлена исключительно на получение прибыли, чаще склонны перекладывать ответственность на общественные организации (32% против 6% среди социально ориентированных предприятий). Те же предприниматели, бизнес которых помимо прибыли имеет социальную значимость, чаще относят решение социальных проблем в сферу работы крупных корпораций (35%), малых и средних компаний (25%), либо в ответственность населения страны в целом (34%).

«Я зачитаю три утверждения. Выберите то, которое лучшим образом описывает работу Вашей организации?», в % от всех опрошенных

  Все опрошенные
Наш бизнес относится к социальному предпринимательству, он направлен на решение острых социальных проблем (социализация инвалидов, трудоустройство незащищенных групп граждан, образование и т.п.)  6
Наш бизнес направлен в большей степени на получение коммерческой прибыли, но по возможности стараемся принимать участие в решении социальных проблем 40
Наш бизнес направлен исключительно на получение коммерческой прибыли, решение социальных проблем не входит в наши задачи 50
Затрудняюсь ответить 4

«По Вашему мнению, кто должен отвечать за решение социальных проблем в обществе?»*, в % от всех опрошенных

  Все опрошенные Бизнес относится к социальному предпринимательству, он направлен на решение острых социальных проблем Бизнес направлен в большей степени на получение коммерческой прибыли, но по возможности стараемся принимать участие в решение социальных проблем Бизнес направлен исключительно на получение коммерческой прибыли, решение социальных проблем не входит в наши задачи
Государство 87 88 90 89
Общественные организации 27 6 27 32
Крупные корпорации 27 18 35 24
Малые и средние предприятия 18 12 25 14
Население страны 28 24 34 24
 Другое  3 6 2 1
Затрудняюсь ответить 3 0 0 4

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов 



*

Репрезентативный всероссийский опрос представителей российских предприятий проведен НАФИ в сентябре 2017 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

Тип публикации: Результаты опросов

Полученные результаты, на первый взгляд, можно расценивать как нежелание предпринимателей брать на себя ответственность за решение социальных вопросов в виду распространенного в российском обществе патернализма. Однако скорее всего это нежелание вызвано отсутствием сформированного положительного образа социального предпринимателя в медийном пространстве. Сейчас образ соцпредпринимателя – это либо организация, существующая на дотациях государства, либо компания, которая вынуждена брать на себя социальную нагрузку в обмен на возможность вести бизнес. Оба эти образа не связаны с предпринимательским успехом и масштабированием бизнеса.

Похожие публикации

Индекс готовности бизнеса женщин-предпринимателей к цифровой экономике
5 Октября 2018
Индекс готовности бизнеса к цифровой экономике среди женщин-предпринимателей составляет 45 п.п. из 100 возможных. При этом отмечается недостаточность внимания со стороны женщин-предпринимателей к защите и безопасности данных, а также к обучению сотрудников работе в цифровой среде. 
Предприниматели недовольны сложной процедурой ликвидации компаний
2 Октября 2018
Индивидуальные предприниматели ликвидируют свои компании чаще, чем представители микро- и малого бизнеса, зарегистрированного в других юридических формах. При этом представители юридических лиц чаще, чем индивидуальные предприниматели, характеризуют процедуру закрытия компании как сложную.
Среди женского населения РФ две трети потенциальных предпринимателей
25 Сентября 2018
Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index) в августе 2018 года составил 69,4 п.п. С момента старта исследования в 2015 году Индекс вырос на 13 п.п.
Малый и средний бизнес стал реже привлекать финансирование
13 Июля 2018
Малый и средний бизнес стал реже обращаться за финансированием – сегодня его привлекают лишь треть российских предприятий. Снизилась доля предприятий, оформляющих залоговый банковский кредит для бизнеса. Четверть предпринимателей ожидают повышения доступности заемного финансирования для бизнеса в ближайшие полгода. 

Используемые методы