40% россиян воспользуются электросамокатами в 2022 году

5 Июля 2022

Каждый четвертый россиянин (23%) заявляет, что в прошлом сезоне ездил на электросамокате, при этом, по прогнозам НАФИ, доля пользователей этих средств индивидуальной мобильности в 2022 году вырастет. С марта по май электросамокатом в качестве транспорта или для прогулочных поездок воспользовались уже 17% россиян, а 40% говорят, что планируют начать или продолжить использовать данное средство передвижения. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ* и экспертного центра «Движение без опасности».

Всероссийский опрос населения (омнибус)

Исследование проведено в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ

Социально-экономическая конъюнктура в России стремительно меняется. Для того, чтобы отслеживать эти изменения и реакции населения на них, запущен Оперативный социально-экономический мониторинг НАФИ. 

Мониторинг осуществляется с помощью всероссийских опросов населения. Если у вас есть вопросы, которые хотелось бы задать россиянам, вы можете прислать их нам, и мы обсудим форматы сотрудничества. Благодаря этому вы оперативно получите нужную информацию. 

ПОДРОБНЕЕ О РЕШЕНИИ >>


Пользователи электросамокатами в 2021 году

Каждый четвертый россиянин (23%) в прошлом году использовал собственный или арендованный электросамокат в качестве транспорта или для прогулочных поездок по городу.

18% респондентов пользовались кикшерингом – системой краткосрочной аренды электросамокатов через мобильное приложение. Типичный портрет пользователя услуг кикшеринга: молодой мужчина до 34 лет, имеющий высшее образование и работу.

12% россиян передвигались по городу на собственном электросамокате. Доля таких россиян выше среди молодежи (21% среди респондентов от 18 до 24 лет), мужчин (14% против 10% среди женщин) и трудоустроенных (14% против 8% тех, кто не имеет постоянной работы).

Сезон электросамокатов 2022 года

Поездки на электросамокате являются сезонным способом передвижения. В Москве станции кикшеринга Яндекс, URent или Whoosh открылись в начале марта, в большинстве других российских городов – в середине апреля. Сезон продлится до конца октября.

Каждый пятый россиянин (17%) заявляет, что за первые несколько месяцев сезона 2022 года он уже воспользовался своим собственным или арендованным электросамокатом. При этом 12% россиян пользовались услугами кикшеринга, а 8% – собственными устройствами.


Таблица 1. «Пользовались ли вы электросамокатом?», в % от всех опрошенных 

* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Доля всех пользователей электросамокатами в этом году может составить более трети населения, так как намерение начать или продолжить передвигаться по городу таким способом выражают 40% россиян. Это на 17 п.п. больше доли всех пользователей электросамокатами в прошлом сезоне (23%).

34% россиян планируют начать или продолжить пользоваться кикшерингом. Чаще всего это представители молодежи – каждый второй респондент (51%) от 24 до 35 лет заявляет о том, что будет ездить по городу на арендованном электросамокате.

16% опрошенных намерены купить свой электросамокат или продолжить пользоваться имеющимся. Об этом заявляет каждый пятый в возрасте от 24 до 35 лет (20%), а также работающие россияне (19%).

Таблица 2. «Насколько вероятно, что вы в этом году начнете или продолжите пользоваться электросамокатом?», в % от всех опрошенных 

* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Среди тех, кто не пользуется и не планирует пользоваться электросамокатом в качестве транспорта или для прогулочных поездок по городу, преобладают люди предпенсионного и пенсионного возраста, женщины и неработающие россияне.

В 2021 году ни разу не воспользовались электросамокатом 77% россиян. В этом году не планируют это делать 60% опрошенных.


Ирина Иванкова, директор направления исследований в сфере туризма и транспорта Аналитического центра НАФИ:

«Управление электросамокатом требует от водителя знаний правил дорожного движения, определенных навыков управления подобным устройством, навыков езды по городу, а также наличия специальной защиты. Большинство пользователей кикшеринга и многие владельцы самокатов пренебрегают этими важными параметрами, создавая опасные ситуации для себя и окружающих. Это создает негативный имидж электросамокату и является барьером для привлечения новых пользователей».


Вадим Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности»:

«Популярность электросамокатов как транспорта последней мили растет год от года. Всплеск интереса со стороны пользователей в период введения локдауна в 2020 году позволил раскрыть для городов новую нишу микромобильности, которая, тем не менее, по сей день не имеет нормативного регулирования.

В отчете за 2021 год НЦ БДД МВД РФ впервые вводит разделение при классификации ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) по статусу лица, управляющего устройством. Так, если мощность электродвигателя СИМ не превышает 0,25 кВт, то пользователь приравнивается к пешеходу, если мощность более 0,25, но менее 4 кВт – к водителю, а устройство по характеристикам приближается к мопеду. Такая классификация позволяет определить какие разделы ПДД РФ и статьи КоАП будут применяться в случае происшествия к лицу, управляющему СИМ.

Но, какие меры необходимо принимать, чтобы предотвратить ДТП? В своём выступлении на пресс-конференции, приуроченной ко Дню образования Госавтоинспекции, начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников анонсировал, что статус СИМ может быть решен до конца года. Однако, к настоящему времени ещё нет механизма, который позволял бы контролировать то, кем является пользователь электросамоката, а значит и предписывать правила, которых он должен придерживаться до начала маршрута.

Работа над привитием культуры поездок на подобных устройствах должна формироваться комплексно уже сейчас. Важно не только нормативно закрепить СИМ в ПДД РФ, но и работать с пользователями на уровне сервисов, Госавтоинспекции, департаментов транспорта, общественных организаций. Только совместными усилиями можно сделать каждую поездку на электросамокатах безопасной и удобной, а сами устройства привлекательными для различных групп граждан».  


Оставайтесь в курсе!
Подписывайтесь на нашу почтовую рассылку новостей и социальные сети:

TG.pngVK.png



*Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2022 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«40% россиян воспользуются электросамокатами в 2022 году»

Похожие публикации

Комфорт или экология? Какие причины заставят автолюбителей чаще использовать общественный транспорт
14 Ноября 2022
Личный автомобиль является главным источником загрязнения воздуха в крупнейших агломерациях, на который приходится более чем 30% общего объема выбросов в атмосферу, в Москве – более 90%. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду Транспортная стратегия России до 2030 года в качестве безальтернативного варианта предусматривает развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей.
Ожидания и планы россиян на зимний отдых-2022/23
15 Сентября 2022

Зимние месяцы – самые нелюбимые для проведения отпуска у россиян, однако в текущем зимнем сезоне 65% жителей нашей страны собираются в поездки. Чаще всего россияне планируют путешествия внутри страны (33%), внутри своего региона (30%) или в другие страны с теплым климатом зимой (7%).

 
41% родителей хотели бы воспользоваться программой детского туристического кешбэка
7 Июля 2022
Детский летний лагерь — один из популярных видов отдыха, который родители выбирают для своих детей этим летом. Инициированная в прошлом году Правительством России программа детского туристического кешбэка показала свою эффективность: социальной мерой поддержки воспользовались или планируют это сделать уже 41% родителей. 
Каждый третий россиянин хотел бы купить электромобиль
29 Июня 2022

За два года выросло число россиян, которые знают о существовании электромобилей и автомобилей-гибридов и встречали их на улицах своих городов. Каждый третий россиянин готов рассматривать такие автомобили к покупке. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.




Используемые методы