14% россиян не могут преодолеть зависимость от цифровых устройств

8 Июня 2021

За год пандемии почти половина россиян (43%) стали проводить больше времени за компьютерами, смартфонами и планшетами. В среднем те, кто использует цифровые устройства, сегодня проводят за ними по 6 часов в день. Многие жалуются на зависимость, беспокойство или стресс от использования гаджетов, что ведет к снижению работоспособности и может нанести вред здоровью. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

«Зависимость пользователей, в том числе детей и подростков, от цифровых устройств растет, –  отметила Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ. – Наряду с преимуществами от использования цифровых устройств становятся очевидными и недостатки: утомляемость, психические расстройства, ухудшение физической формы – об этом свидетельствуют многочисленные исследования наших коллег из исследовательских центров по всему миру. Мы решили провести опрос, чтобы узнать положение дел в России: сколько времени у нас в среднем проводят за устройствами и к каким последствиям это ведет».

Больше всего времени за экранами цифровых устройств проводят жители Центрального федерального округа (по 7 часов в сутки), молодежь 18-24 лет (8 часов), люди с высшим образованием (7 часов), руководители (8 часов).

В сутки россияне проводят перед экранами цифровых устройств в среднем 5 часов по рабочим задачам и 3 часа по личным делам. При этом для работы цифровые устройства нужны 68% занятых россиян, а для личных нужд –  77%.

После года пандемии почти половина россиян (43%) отмечают, что стали больше времени проводить за экранами смартфонов, компьютеров или планшетов. Не изменили привычки 41% ответивших, а 15% считают, что стали проводить за цифровыми устройствами меньше времени.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Проблема чрезмерного использования цифровых устройств отмечается по всему миру, ее признают в том числе производители устройств и вендоры программного обеспечения. Несколько лет назад Apple и Google добавили в свои смартфоны функцию так называемого «экранного времени»: смартфоны сообщают пользователям, сколько времени они проводят в тех или иных приложениях, чтобы помочь контролировать и при необходимости минимизировать время за цифровым устройством.

Внедрение такого функционала в продукты – хороший пример того, что технологические компании несут ответственность перед своими потребителями. При этом эффективность таких мер, конечно, зависит именно от пользователей и их самодисциплины: функционал по контролю экранного времени легко отключается, и те, кто не в силах противостоять своим привычкам, могут продолжить использовать устройства, как раньше».

Чем больше времени человек проводит за экраном, тем чаще он испытывает стресс. За время пандемии среди тех, кто стал чаще использовать цифровые устройства, у каждого третьего (32%, или 14% в пересчете на всех пользователей устройств) появилось чувство зависимости, беспокойства или стресса. Чаще всего на это жаловались жители крупных городов, женщины, люди, занимающие руководящие позиции.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Задача, которая сегодня стоит перед обществом – помочь справиться с цифровой зависимостью тем, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Отсутствие цифровой зависимости – это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения. Информационная кампания, нацеленная на изменение этих установок, должна вестись по всем направлениям: и со стороны разработчиков ПО, и со стороны регуляторов, и со стороны общественных объединений».

Протестировать свои цифровые компетенции или заказать тестирование для сотрудников организации можно на портале «Цифровой гражданин»: https://it-gramota.ru.


Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование

«Как вам кажется, Вы стали проводить за экраном различных устройств больше или меньше времени, чем год назад?», в % от всех опрошенных

  % от всех опрошенных
Больше 43
Столько же 41
Меньше 15
Затрудняюсь ответить 1

* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в апреле 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Готовы к труду за компьютером, но не к киберобороне: российские госслужащие прошли тест цифровых компетенций
17 Июня 2021

48% государственных служащих обладают продвинутым уровнем цифровой грамотности, 49% – базовым, 3% – начальным. Ряд важных цифровых компетенций у госслужащих развит недостаточно: это касается настройки программного обеспечения и защиты персональных данных, что ведет к риску потери информации.

Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году
18 Мая 2021

По итогам 2020 года – года пандемии и удаленной работы – уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года на уровне 27%. Многие россияне по-прежнему обладают недостаточными знаниями и навыками в сфере цифровых технологий. Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня цифровой грамотности россиян. 


Цифровизация – новое препятствие? Только каждый десятый человек с инвалидностью комфортно чувствует себя в цифровой среде
11 Марта 2021

В рамках проекта «Цифровой гражданин» Аналитический центр НАФИ проводит регулярные измерения уровня цифровой грамотности различных групп населения. Ранее мы оценивали цифровые навыки и знания россиян разного возраста, трудоустроенных и неработающих, педагогов. Представляем итоги аналогичного исследования среди людей с инвалидностью. 





Россияне о новой соцсети Clubhouse: слышали, но не пользовались
11 Марта 2021

Новая сеть Clubhouse за последний месяц стала известна большинству российских пользователей соцсетей, при этом 69% пользователей скептически относятся к переводу общения в цифровой среде в аудиоформат.