1001 opinions of Russian business leaders: the second wave of the study by PwC and NAFI

25 November 2021

PwC and the NAFI Analytical Center conducted the second wave of a large-scale study of the opinions of Russian entrepreneurs (the first measurement was carried out in 2018)*. The purpose of the study is to find out how entrepreneurs assess the state of the Russian economy, the prospects for doing business, how well they are aware of current trends in the business environment.

  • Most entrepreneurs believe that Russians have a positive attitude towards entrepreneurial activity as such, but business representatives are less trusted.

  • Among the key problems that impede doing business, Russian entrepreneurs, as they did three years ago, single out high taxes, a shortage of personnel and administrative barriers.

  • The majority of business owners and managers rely on government support to overcome economic difficulties during the pandemic, and 32% of companies have already taken advantage of state support programs in 2021.

  • 58% of entrepreneurs are not aware of the ESG principles, which imply the introduction of the best environmental, management and social practices into business processes. 16% comply with all or part of these principles now, another 12% plan to do so in the future.

Economic climate assessment

74% of company executives note the important role of small and medium-sized businesses in the development of the Russian economy. At the same time, the share of entrepreneurs who say that this role is not just important, but decisive, increased by 6 p.p. compared to 2018 (from 32% to 38%).

As part of the study, respondents were asked to rate each of the problems that hinder doing business in Russia on a scale from 1 - “does not interfere at all” to 5 - “very much interferes”. The list of main barriers to business has not changed significantly over the past 3 years. Entrepreneurs still note high taxes, a shortage of qualified personnel and administrative barriers.

Executives and business owners cite challenges related to the overall economic situation in Russia, which has become more difficult due to the pandemic. Thus, about 40% believe that the restrictions and inspections associated with the pandemic, as well as unfair competition, greatly complicate business development.

Slightly more often than in 2018, top managers of companies began to say that they are hindered by excessive taxation and a lack of qualified personnel.

Assessment of the level of state intervention in the economy

The degree of state intervention in the economy, many owners and business leaders consider adequate situation. 37% of top managers say that state intervention in the economy does not exceed acceptable limits and is in line with the tasks facing the country. Compared to the previous wave of measurements, this share remained virtually unchanged (38% in 2018). Every fourth respondent (24%) considers state intervention in the economy insufficient.

Demand for state support measures

Most CEOs and business owners are looking to government support to get through the economic hardships of the pandemic. Thus, according to 42% of respondents, an increase in government support measures in general will contribute to the recovery of their business after the pandemic. In turn, 41% of respondents would like the state to focus its attention on stimulating consumer activity of the population. Another 34% emphasized the importance of lifting restrictions and reducing the number of business inspections.

The most demanded measures of state support on the part of managers and owners of medium-sized businesses. They spoke about each of the listed measures more often than representatives of other business segments.

In 2021, about a third of companies (32%) were able to receive government assistance. Most of them did not encounter difficulties in the process of obtaining state support.

Attitude towards business in society

An important player that determines the conditions for doing business is society. 70% of the entrepreneurs surveyed believe that Russians have a positive attitude towards entrepreneurial activity as such. According to their assessments, in terms of public confidence in business, the situation is not so favorable, although here, too, a positive trend is emerging compared to 2018. The share of those who believe that the level of public trust in entrepreneurs is high increased by 7% compared to the last wave of measurements (from 27% to 34%). The share of those who assess this level as low decreased by 11%.

There is also a positive trend in assessing the level of trust of business representatives to each other: the share of those who negatively assess the relationship between representatives of the business community decreased by 7% compared to 2018. And 41% of respondents believe that the trust of Russian entrepreneurs in each other is at a high level.

Compliance with ESG principles

Following ESG standards is a global trend for business. In Russia, interest in ESG principles is still the prerogative of large companies. Thus, 50% of top managers of large businesses have an idea of ​​them, compared to 33% of managers and owners of small and medium-sized businesses.

Reality in this case “determines consciousness”: only 14% of respondents from among those aware of ESG principles (or 6% of all interviewed entrepreneurs) note that it is important for their business relations to take into account best practices in the areas of ecology, social policy and management . 78% of managers who are aware of the principles of ESG (31% of all interviewed entrepreneurs) say that at the moment their compliance is not an important factor for continuing cooperation with partners, investors and creditors.

Almost every third participant in the study (30%) who is aware of the principles of ESG (or 12% in terms of all interviewed entrepreneurs) does not comply with them in their practice, but plans to do so in the future. 41% of those aware of the ESG principles (16% of all entrepreneurs) comply with all or part of these principles.

* The All-Russian survey of entrepreneurs was conducted by the NAFI Analytical Center in 2021 using the CATI method (telephone survey). The leaders of 1001 Russian companies were interviewed.
Type of publication: Poll results

Related publications

Как российский бизнес адаптируется к ограничениям ИТ-сервисов
4 August 2022

70% российских компаний испытывают те или иные затруднения в связи с ограничениями ряда зарубежных интернет-сервисов и уходом с российского рынка некоторых поставщиков импортного программного обеспечения. Для каждого второго (47%) трудности не сильно заметны, а каждый пятый (23%) заявляет, что они сказываются на возможности полноценно продолжать работу.

Предпринимателям не хватает цифровых компетенций и знаний законодательства
3 August 2022

90% российских предпринимателей хотели бы получить новые знания и компетенции, которые они могли бы использовать для развития бизнеса. При этом выше всего запрос на освоение цифровых программ и сервисов, маркетинговых инструментов и умение разбираться в действующем законодательстве.

Импортозамещение софта займет несколько месяцев – российские предприниматели
15 July 2022
По мнению российских предпринимателей, переход на отечественное программное обеспечение (ПО) в их компаниях обоснован из-за небезопасности иностранного ПО, невозможности его оплатить или роста его стоимости.
Российский бизнес сталкивается с вызовами в сфере информационной безопасности, но недооценивает вероятность хакерских атак
30 June 2022

Половина предпринимателей (53%) сообщили, что за последний месяц сталкивались с проблемами в области информационной безопасности в своих компаниях – сбоями оборудования, вирусами, мошенническими схемами. При этом 68% предпринимателей считают хакерские атаки на их компании маловероятными. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с компанией «Киберпротект».



 



The methods used

1001 мнение российских бизнес-лидеров: вторая волна исследования PwC и НАФИ

25 Ноября 2021

PwC и Аналитический центр НАФИ провели вторую волну масштабного исследования мнений российских предпринимателей (первый замер был проведен в 2018 году)*. Цель исследования – выяснить, как предприниматели оценивают состояние российской экономики, перспективы ведения бизнеса, насколько хорошо они осведомлены о современных трендах в бизнес-среде.

  • Большинство предпринимателей считают, что россияне положительно относятся к предпринимательской деятельности как таковой, но представителям бизнеса доверяют реже.
  • В числе ключевых проблем, затрудняющих ведение бизнеса, российские предприниматели, как и три года назад, выделяют высокие налоги, нехватку кадров и административные барьеры.
  • Большинство владельцев и руководителей компаний рассчитывают на поддержку государства для преодоления экономических затруднений в период пандемии, а 32% компаний уже воспользовались программами господдержки в 2021 году.
  • 58% предпринимателей не знают о принципах ESG, подразумевающих внедрение в бизнес-процессы лучших экологических, управленческих и социальных практик. 16% соблюдают все или часть этих принципов уже сейчас, еще 12% планируют делать это в будущем.

Оценка экономического климата

74% руководителей компаний отмечают важную роль малого и среднего бизнеса в развитии российской экономики. При этом доля предпринимателей, которые говорят о том, что это роль не просто важная, а определяющая, выросла по сравнению с 2018 годом на 6 п.п. (с 32% до 38%).

В рамках исследования респондентам предлагалось оценить каждую из проблем, которые препятствуют ведению бизнеса в России, по шкале от 1 – «совершенно не мешает», до 5 – «мешает очень сильно». Список основных барьеров для бизнеса за 3 года существенно не изменился. Предприниматели по-прежнему отмечают высокие налоги, нехватку квалифицированных кадров и административные барьеры (подробнее – на рисунке 2).

Руководители и владельцы бизнеса упоминают проблемы, связанные с общей экономической ситуацией в России, усложнившейся из-за пандемии. Так, порядка 40% считают, что развитие бизнеса сильно усложняют ограничения и проверки, связанные с пандемией, а также недобросовестная конкуренция.

Несколько чаще, чем в 2018 году, топ-менеджеры компаний стали говорить о том, что им мешает чрезмерное налогообложение и нехватка квалифицированных кадров.

Оценка уровня государственного вмешательства в экономику

Степень вмешательства государства в экономику многие владельцы и руководители бизнеса считают адекватной ситуации. 37% топ-менеджеров говорят о том, что государственное вмешательство в экономику не превышает допустимые границы и соответствует задачам, стоящим перед страной. По сравнению с предыдущей волной измерений эта доля практически не изменилась (38% в 2018 году). Каждый четвертый опрошенный (24%) считает вмешательство государства в экономику недостаточным.

Востребованность мер господдержки

Большинство руководителей и владельцев бизнеса надеются на государственную поддержку, чтобы преодолеть экономические сложности пандемии. Так, по мнению 42% опрошенных, увеличение мер государственной поддержки в целом будет способствовать восстановлению их бизнеса после пандемии. В свою очередь 41% респондентов хотели бы, чтобы государство направило фокус своего внимания на стимулирование потребительской активности населения. Еще 34% подчеркнули важность снятия ограничений и сокращения числа проверок бизнеса (подробнее – на рисунке 5).

Наиболее востребованы меры государственной поддержки со стороны руководителей и владельцев компаний среднего бизнеса. О каждой из перечисленных мер они говорили чаще представителей других сегментов предпринимательства.

В 2021 году около трети компаний (32%) смогли получить помощь со стороны государства. Большинство из них не сталкивались с трудностями в процессе получения господдержки.

Отношение к бизнесу в обществе

Важный игрок, определяющий условия ведения бизнеса, – общество. 70% опрошенных предпринимателей считают, что россияне положительно относятся к предпринимательской деятельности как таковой. По их оценкам, в плане доверия бизнесу со стороны общества ситуация не настолько благоприятна, хотя и здесь намечается положительная тенденция по сравнению с 2018 годом. Доля тех, кто считает, что уровень доверия общества предпринимателям является высоким, выросла на 7% по сравнению с прошлой волной измерений (с 27% до 34%). Доля оценивающих этот уровень как низкий сократилась на 11%.

Наблюдается позитивная динамика и в оценке уровня доверия представителей бизнеса друг другу: доля тех, кто негативно оценивает взаимоотношения между представителями бизнес-сообщества, сократилась по сравнению с 2018 годом на 7%. А 41% опрошенных считают, что доверие российских предпринимателей друг другу находится на высоком уровне.

Соблюдение принципов ESG 

Следование ESG-стандартам – мировой тренд для бизнеса. В России интерес к принципам ESG пока остается прерогативой крупных компаний. Так, представление о них имеют 50% топ-менеджеров крупного бизнеса против 33% руководителей и владельцев компаний малого среднего предпринимательства.

Реальность в данном случае «определяет сознание»: только 14% опрошенных из числа осведомленных о ESG-принципах (или 6% в пересчете от всех опрошенных предпринимателей) отмечают, что для их деловых отношений важно учитывать лучшие практики в сферах экологии, социальной политики и управления. 78% руководителей, которые знают о принципах ESG (31% в пересчете от всех опрошенных предпринимателей), утверждают, что на данный момент их соблюдение не является важным фактором для продолжения сотрудничества с партнерами, инвесторами и кредиторами.

Почти каждый третий участник исследования (30%), осведомленный о принципах ESG (или 12% в пересчете от всех опрошенных предпринимателей), не соблюдает их в своей практике, но планирует это делать в будущем. 41% осведомленных о принципах ESG (16% от всех предпринимателей) соблюдают все или часть этих принципов.

Cкачать пресс-релиз с графиками Скачать исследование


*Всероссийский опрос предпринимателей проведен Аналитическим центром НАФИ в 2021 году методом CATI (телефонный опрос). Были опрошены руководители 1001 российской компании.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Как российский бизнес адаптируется к ограничениям ИТ-сервисов
4 Августа 2022

70% российских компаний испытывают те или иные затруднения в связи с ограничениями ряда зарубежных интернет-сервисов и уходом с российского рынка некоторых поставщиков импортного программного обеспечения. Для каждого второго (47%) трудности не сильно заметны, а каждый пятый (23%) заявляет, что они сказываются на возможности полноценно продолжать работу.

Предпринимателям не хватает цифровых компетенций и знаний законодательства
3 Августа 2022

90% российских предпринимателей хотели бы получить новые знания и компетенции, которые они могли бы использовать для развития бизнеса. При этом выше всего запрос на освоение цифровых программ и сервисов, маркетинговых инструментов и умение разбираться в действующем законодательстве.

Импортозамещение софта займет несколько месяцев – российские предприниматели
15 Июля 2022
По мнению российских предпринимателей, переход на отечественное программное обеспечение (ПО) в их компаниях обоснован из-за небезопасности иностранного ПО, невозможности его оплатить или роста его стоимости.
Российский бизнес сталкивается с вызовами в сфере информационной безопасности, но недооценивает вероятность хакерских атак
30 Июня 2022

Половина предпринимателей (53%) сообщили, что за последний месяц сталкивались с проблемами в области информационной безопасности в своих компаниях – сбоями оборудования, вирусами, мошенническими схемами. При этом 68% предпринимателей считают хакерские атаки на их компании маловероятными. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с компанией «Киберпротект».



 



Используемые методы