НАФИ запускает портал по тестированию уровня цифровой грамотности

16 Апреля 2020

  • Бесплатное профессиональное тестирование уровня цифровой грамотности по международной методике
  • Индивидуальный набор вопросов для каждого: чем больше правильных ответов дает пользователь, тем сложнее вопросы ему задают
  • НАФИ проводит исследования уровня цифровой грамотности россиян с 2018 года (результаты последнего исследования)

Аналитический центр НАФИ объявляет о запуске платформы «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). На платформе любой желающий может бесплатно пройти комплексное 30-минутное тестирование и определить свой уровень цифровой грамотности*, получить персональные рекомендации по обучению и ссылки на учебные материалы. Тестирование проходит по международной методике, адаптированной для России. После тестирования можно получить бумажный сертификат, подтверждающий уровень цифровой грамотности пользователя.

Цель платформы «Цифровой гражданин»   подготовка человека к жизни и работе в цифровой экономике и повышение его конкурентоспособности на рынке труда. На основе результатов тестирования для каждого выстраивается индивидуальная траектория обучения.

Оценить свой уровень цифровой грамотности и получить индивидуальные рекомендации по его повышению может любой желающий. Для этого нужно зарегистрироваться на портале и пройти тестирование – это займет от 30 до 45 минут. Прошедший тестирование пользователь получит не только персональную стратегию для повышения своих компетенций, но и ссылки на доступные учебные материалы.

В Личном кабинете будут сохраняться все результаты пройденных тестирований, персональные рекомендации по обучению и ссылки на учебные курсы. Также в нем можно будет получить сертификат, подтверждающий актуальный уровень цифровой грамотности (начальный, базовый или продвинутый).

КАК ПРОИСХОДИТ ТЕСТИРОВАНИЕ?

Пользователь портала получает доступ к тесту из 64 вопросов, проверяющих его цифровые компетенции. По итогам тестирования выстраивается индивидуальная траектория повышения цифровых компетенций. Всего в системе более 1000 вопросов; чем больше правильных ответов дает пользователь, тем более сложные вопросы ему задают.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 5 ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Цифровая грамотность измеряется в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов):

  • информационная грамотность;
  • коммуникативная грамотность;
  • создание цифрового контента;
  • цифровая безопасность;
  • навыки решения проблем в цифровой среде.

Каждый из подиндексов замеряется через серию вопросов анкеты. Подробнее о компонентах цифровой грамотности – в приложении №2.

УНИКАЛЬНОСТЬ ТЕСТА

  • Международная рамка компетенций учитывает все современные требования к знаниям в области цифровых технологий.

  • Научная база теста разработана специалистами Аналитического центра НАФИ, экспертами группы DigComp при Европейской комиссии (подробнее – в приложении №1).

  • Алгоритм платформы создает для каждого тестируемого уникальный набор вопросов, руководствуясь текущим уровнем его цифровой грамотности.

  • Методика измерения и рамка компетенций адаптированы для России с учетом цифровой инфраструктуры и рынка программного обеспечения нашей страны.

  • Тест легко интегрируется в аттестационные и образовательные системы учебных заведений, корпораций и госучреждений.

  • Методика запатентована, прошла экспертизу и была зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Цифровизация образа жизни до недавних пор происходила плавно и поступательно, но вызванная коронавирусом самоизоляция спровоцировала резкое ускорение этой тенденции. Цифровые знания и навыки оказались камнем преткновения, разделившим людей на тех, кто смог продолжать вести жизнь в близком к привычному формате, и тех, кто оказался в самоизоляции "информационной".

Мы создали уникальную платформу, которая позволяет человеку проводить самодиагностику и определять, каких знаний в области цифровых технологий ему недостаточно, в каком направлении надо учиться. Мы исходим из того, что все стороны жизни сегодня пронизаны цифровизацией: ежедневно мы совершаем онлайн покупки, оплачиваем через интернет ЖКХ, штрафы, налоги, пользуемся электронными госуслугами, обучаемся онлайн, продолжаем работать, но уже дистанционно. Меняется не только физическая среда, но требования к людям –покупателям, работникам, гражданам.

В нашей платформе – большой созидательный потенциал, ведь диагностика – это первый шаг в развитии, а индивидуальная образовательная траектория по итогам тестирования – это путь к успешной карьере, активной гражданской позиции, ответственному и безопасному потреблению товаров и услуг и, наконец, к комфортной жизни и благополучию в наступающей цифровой эпохе».

На базе платформы «Цифровой гражданин» Аналитический центр НАФИ будет проводить тестирование цифровой грамотности для сотрудников госструктур и корпораций.

СОТРУДНИКИ ГОССТРУКТУР

Тест поможет руководителям исполнительных органов власти оценивать готовность регионов России к цифровой трансформации, отслеживать достижение показателей цифровых компетенций населения региона в целом, а также отдельных подгрупп для того, чтобы выстроить наиболее эффективную траекторию их обучения.

СОТРУДНИКИ КОРПОРАЦИЙ

Тестирование поможет руководителям и HR-службам оценить актуальный уровень цифровой грамотности сотрудников, что особенно важно в контексте перехода к цифровой экономике, и сформировать действенную корпоративную стратегию его повышения.


Приложение 1. Методика тестирования уровня цифровой грамотности

Методика тестирования цифровой грамотности основана на международной рамке компетенций DigComp, разработанной экспертами стран Европейского союза. Все вопросы теста адаптированы экспертами НАФИ для российской цифровой повестки, учитывая отечественное законодательство, особенности информационной инфраструктуры, государственные цифровые сервисы и пр.

Главное преимущество выбранного подхода – в адаптивности, поскольку цифровая грамотность в нем раскрывается через набор реальных требований к знаниям и навыкам соискателей, описываемых в размещаемых предприятиями вакансиях. Это своеобразная агрегация текущего спроса на «цифровые компетенции» со стороны экономики. Методология измерения базируется на оценке пяти индикаторов:  

  • информационная грамотность;

  • коммуникативная грамотность;

  • создание цифрового контента;

  • цифровая безопасность;

  • навыки решения проблем в цифровой среде.

   

Приложение 2. Компоненты цифровой грамотности

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. 

 




* Под цифровой грамотностью понимается система знаний, навыков и установок, позволяющая человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.