Компания Арконик Россия представила результаты исследования «Гендерные барьеры в STEM»

28 Ноября 2022

Компания Арконик Россия, стратегический партнер Аналитического центра НАФИ в рамках проекта «Исследование социально-экономического положения женщин: российский и международный опыт», представила комплексные результаты исследования «Гендерные барьеры в STEM», которое было анонсировано и частично презентовано в рамках сессии «Мировая статистика и аналитика о положении женщин» на третьем Евразийском женском форуме. 

Организатор исследования – Самарский металлургический завод. Флагманское металлургическое предприятие Самарской области берет на себя решение серьезных социальных задач, таких как подготовка квалифицированных кадров для Индустрии 4.0. Целью представленного исследования стало определение факторов, мешающих девушкам выбирать технические специальности, и поиск способов изменения ситуации. Ключевым партнером проекта выступила образовательная лаборатория Smart Course, которая является частью портфеля АНО «Центр содействия инновациям в образовании «СОЛь». 

Целевую аудиторию проекта составляли две группы респонденток из Самары и крупных промышленных городов России: школьницы 8–11 классов и студентки 1–3 курсов, которые обучаются‌ ‌на‌ ‌физико-математических‌ ‌и‌ ‌механико-математических‌ специальностях‌‌ в вузах Самары. Опрос показал отсутствие институциональных препятствий, которые мешали бы девушкам выбирать технологические области для профессионального развития. 

Однако исследование продемонстрировало наличие социальных и этических барьеров, которые необходимо преодолевать, аккумулируя усилия государства, бизнеса и общества. 

Ключевые факты исследования:

  • Самарские школьницы считают, что при определении профессионального пути основной поддержкой для них являются родители (30% респонденток), друзья (10%), преподаватель (8%). Соответственно, просвещение родителей и педагогов в области STEM профессий потенциально может создать поддерживающую социальную среду. 
  • 90% респонденток уверены, что женские и мужские профессии отличаются только по физиологическим возможностям, что означает, что у девочек нет социальных стереотипов, что STEM-профессии им не подходят.
  • 24% школьниц и 36% студенток никак не представляют себе будущую работу из-за недостатка знаний о ней. Это значит, что у девушек не сформирована насмотренность в карьерных траекториях в STEM, за исключением сферы IT: в ней мечтают работать 32% школьниц.

Полное исследование можно скачать здесь.