Особенностью креативных индустрий является их способность реагировать на вызовы и специфику ситуации в обществе, стране и мире. Сегодня мы наблюдаем, что культура, которая традиционно рассматривалась как нематериальная ценность, приобретает особое значение в качестве экономического актива. Такое направление культурного развития не только стимулирует рост экономики, но и вносит весомый вклад в процесс ее цифровизации. Современные тенденции и интенсивность цифрового развития креативного сектора экономики актуализируют необходимость разностороннего анализа его текущего состояния и перспектив развития.
Уникальное комплексное исследование, реализованное в 2021 году Аналитическим центром НАФИ при поддержке компании Google, направлено на изучение роли цифровых платформ как инструмента развития креативных индустрий в России.
Коллектив благодарит за поддержку и участие в данной работе Федерацию интеллектуальной собственности, Федерацию креативных индустрий, а также Комитет по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей.
Комплексное исследование
Цифровые платформы – двигатель креативной экономики
ООН объявила 2021 год международным годом креативной экономики. Цифровые платформы – социальные сети, видеохостинги, сайты, приложения – стали двигателем креативной экономики и быстро развивались в пандемию.
Согласно прогнозам экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), 60-70% мирового экономического роста будет обеспечено развитием всевозможных цифровых платформ.
Результаты опроса российских интернет-пользователей
Цифровые платформы – для развлечения, обучения и работы
Сегодня использование цифровых платформ не ограничивается развлечениями и общением. Российские интернет-пользователи все активнее обращаются к цифровым платформам для удовлетворения других жизненных и социальных потребностей: совершения покупок и продажи товаров, доставки еды, решения финансовых вопросов, поиска работы и получения образования.
Интернет-пользователи заинтересованы в чтении блогов на тему их креативных увлечений. Видеоконтент пользуется наибольшим спросом у населения из-за удобства формата. 73% интернет-пользователей получают информацию о своих увлечениях и хобби онлайн.
Интернет-пользователи готовы тратить на свои креативные увлечения время и деньги
В целом российские интернет-пользователи тратят на свои увлечения, включая обучение, более трех часов в неделю (70% опрошенных). Каждый четвертый (26%) занимается своими хобби не более пары часов в неделю.
Не более 1 тыс. рублей – ежемесячная сумма, которую большинство интернет-пользователей готовы выделить на покупку онлайн-товаров и услуг, связанных с их увлечениями.
Цифровые плафтормы – инструмент инклюзии
Развитие цифровых платформ в креативном предпринимательстве оказывает положительное влияние на трудоустройство и возможность работы таких категорий, как молодежь (14-29 лет) и женщины – они составляют существенную долю занятых в креативном сегменте (по данным Минэкономразвития России). В среднем использование цифровых платформ приносит предпринимательницам из креативных индустрий 30% выручки против 25% среди мужчин руководителей бизнеса.
Представители старшего поколения также являются активными пользователями цифровых платформ для общения, развлечения, образования, решения финансовых вопросов, «серфинга» в сети и даже ведения собственных блогов. 9% интернет-пользователей старше 45 лет ведут тот или иной блог.
Результаты опроса российских креативных компаний
Использование цифровых платформ как новая бизнес-модель
Представители МСП из креативных индустрий (82%) высоко оценивают эффективность использования цифровых платформ для развития бизнеса за счет их многофункциональности, доступности, гибкости, высокого качества обратной связи от потребителя и т.д. В среднем использование цифровых платформ приносит креативным предпринимателям 27% выручки.
Использование цифровых платформ – обязательное условие развития креативной экономики и ее выхода на международные рынки. Зарубежное сотрудничество способствует упрощению экспорта креативных товаров, услуг, повышает возможность экспансии даже небольших компаний-лидеров своего сегмента на зарубежные рынки.
Цифровизация – инструмент преодоления последствий пандемии
Половина креативных компаний смогла использовать локдаун в свою пользу. Так, каждый шестой предприниматель открыл новое направление в своем бизнесе или увеличил товарную линейку (18%). В числе новых продуктов, услуг, направлений работы руководители компаний называли обучающие курсы, тренинги, расширение видов у слуг/ассортимента продукции (15%-21%).