Начало 2022 года российский бизнес встретил в ситуации восстановления после ограничений, связанных с распространением коронавируса. В январе – начале февраля доля предпринимателей, которые положительно оценивали свое текущее финансовое положение, превысила долю тех, кто давал отрицательные оценки (36% против 22% соответственно).
Однако с начала марта резкие изменения социально-экономической ситуации спровоцировали беспрецедентный уровень неопределенности. Оценки бизнеса относительно перспектив развития стали негативными. В большинстве компаний появились антикризисные стратегии, и бизнес, наряду с запросом на меры государственной поддержки, стал оперативно принимать шаги по сокращению издержек. Чаще всего в марте российские предприниматели переводили сотрудников на удаленный режим работы, отказывались от аренды офиса, рекламных и маркетинговых расходов, а также оптимизировали фонд оплаты труда за счет сокращения штата, отмены премий и систем мотивации сотрудников.
В апреле – мае большинство предпринимателей смогли адаптироваться к новым условиям работы.
Социально-экономический мониторинг НАФИ показал, что предприниматели верят в ренессанс экономической стабильности в ближайший год-два. Подобный взгляд на ситуацию свидетельствует о готовности российского бизнеса продолжать работу, и важная задача государства сегодня – поддержать этот оптимизм.
В брошюре с отчетом представлены результаты всероссийских опросов среди российских предпринимателей.
В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.
В рамках каждой волны мониторинга опрашивались 500 человек, в том числе с помощью B2B-панели НАФИ «Голос бизнеса».
Отчет содержит данные по следующим вопросам:
- оценка делового климата субъектами малого и среднего бизнеса,
- адаптация бизнеса к новым условиям,
- решение проблем с перебоями поставок импортных комплектующих и оборудования,
- культура делового партнерства,
- прогнозы российских предпринимателей.