За три года россияне стали больше бояться утечек своих персональных данных в интернете. Выросла и доля тех, кто не обладает достаточными знаниями и навыками для защиты от киберугроз. При этом пользователи не спешат повышать свою цифровую грамотность, чтобы противостоять киберугрозам, а в утечках своей информации склонны винить других – государство, владельцев сайтов и поставщиков услуг.
Методология
Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июле 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
С каждым годом сокращается число тех, кто убежден в сохранности своих персональных данных в сети
С 2018 года доля интернет-пользователей, уверенных в защищенности своих данных, сократилась на 4 п.п. до 33%; увеличилась доля тех, кто не считает свои персональные данные в онлайн-пространстве защищенными (рост на 9 п.п. до 63%).
Большинство россиян жалуются на нехватку знаний и навыков для защиты своих данных
Чем старше человек, тем он менее уверен в своей цифровой безопасности.
За 3 года российские интернет-пользователи стали более склонны к «цифровому патернализму»
До 81% на 19 п.п. выросла доля тех, кто не готов брать на себя ответственность за защиту своих персональных данных. По их мнению, следить за сохранностью информации должны в первую очередь владельцы сайтов, провайдеры сервисов или государство. Чем старше интернет-пользователь, тем больше он склонен возлагать ответственность за безопасность персональных данных на другие организации, а не на себя.
Ускоренная цифровизация отдельных сфер, спровоцированная пандемией, несет дополнительные риски для защищенности персональных данных интернет-пользователей.
Во время пандемии россияне стали чаще делать онлайн-покупки, заказывать еду через смартфон и в целом пользоваться услугами в цифровой сфере. Конкуренция в сфере цифровых сервисов растет, компании стремятся получить новых клиентов с помощью агрессивных рекламных компаний. До 46% на 23 п.п. с 2018 года выросла доля россиян, готовых раскрыть свою персональную информацию (контакты, ФИО, место жительства и др.) в обмен на выгодное предложение от какой-либо организации, причем молодежь готова делать это активнее представителей других возрастных групп.
Россияне доверяют свои персональные данные в первую очередь государству и банкам
Больше половины россиян, пользующихся интернетом, уверены в надежной защите своих персональных данных в государственных интернет-сервисах и банках.
Таблица 1. «По Вашему мнению, насколько хорошо или плохо защищены персональные данные в следующих организациях?», в % от интернет-пользователей, кто ответил «скорее хорошо защищены» или «защищены полностью»
% | |
Государственные интернет-сервисы (например, сайт Госуслуги) | 59 |
Банки | 53 |
Сервисы электронных платежей (ЮMoney, Qiwi, PayPal) | 38 |
Российские интернет-компании (Яндекс, Mail.ru) | 37 |
Международные интернет-компании (Google, Facebook) | 35 |
Мобильные операторы | 34 |
Зарубежные интернет-магазины | 28 |
Российские интернет-магазины | 28 |
По мнению интернет-пользователей, персональные данные лучше всего защищены в государственных интернет-сервисах. За последние 4 года произошел рост на 7 п.п. до 59%, что позволило государственным онлайн-площадкам выйти на первое место в рейтинге, сместив лидера 2017 года – банки. Полный рейтинг – в таблице №1.
За последние 4 года уровень доверия интернет-пользователей снизился к банкам как к организациям, которые хорошо обеспечивают защиту персональных данных (падение на 5 п.п. до 53%). Такая тенденция может быть связана с высоким уровнем мошенничества в банковской сфере. Например, во втором полугодии 2020 года держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками, чем в начале того же года. А спам-звонки регулярно получают большинство россиян (89%).
За последние 4 года сервисы электронных платежей и российские интернет-компании показали наибольший рост по уровню доверия россиян в сфере защиты персональных данных. С 2017 года уровень доверия к сервисам электронных платежей (ЮMoney, Qiwi, PayPal и т.д.) повысился на 11 п.п. до 38%, а к российским интернет-компаниям (Яндекс, Mail.ru) – на 9 п.п. до 37%.
По мнению россиян, наименее благоприятно обстоят дела с безопасностью данных в интернет-торговле: наименьшая доля интернет-пользователей полагают, что информация хорошо защищена в зарубежных и российских онлайн-магазинах (по 28% в каждой категории). Так, за последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, . а 4% смогли вернуть свои деньги.
Исследовательское решение – омнибус
Всероссийский опрос позволяет узнать мнение россиян по конкретным темам и имеет ряд преимуществ как исследовательское решение:
- выборка строится на данных официальной статистики Росстат
- опрос может охватывать даже самые труднодоступные целевые группы
- в зависимости от целей исследования выборка может достигать 85 тысяч человек с детализацией по каждому региону России