У 72% россиян в «кармане» не более 2000 рублей

3 Июля 2023

9% россиян пользуются только безналичной оплатой, остальные 91% оплачивают товары или услуги наличными деньгами хотя бы иногда. Каждый третий (32%) всегда имеет при себе наличные деньги, еще столько же россиян чаще имеют при себе наличные, но далеко не всегда (31%). В подавляющем большинстве случаев сумма карманных денег россиян не превышает 2.000 рублей (72%). 44% опрошенных носят наличные деньги в кошельках, а 56% не имеют кошелька или редко ими пользуются, нося наличные деньги в карманах одежды (25%), карманах сумки (19%) или портмоне для банковских карт (11%).

powered by tet-o-tvet_yellow.png

Исследование проведено с помощью  исследовательской платформы Тет-О-Твет

ПОДРОБНЕЕ О НАШИХ РЕШЕНИЯХ >>

Россия входит в тройку стран-лидеров по доле пользователей безналичной оплаты товаров и услуг*, в то время как наличными деньгами предпочитают расплачиваться не более трети населения**.

Аналитический центр НАФИ и Страховой дом «ВСК» представляют результаты исследования о платежном поведении россиян в отношении наличных денег***. Исследование показывает, какова сегодня доля приверженцев оплаты наличными, в каких случаях россияне предпочитают использовать наличные деньги, какую сумму обычно носят с собой и пользуются ли для этого кошельками.

На сегодняшний день 71% россиян предпочитают расплачиваться безналичными способами, при этом доля приверженцев наличной оплаты почти в 2,5 раза меньше и составляет 29%.

Чаще наличными деньгами расплачиваются 22% россиян. Преимущественно это молодежь до 24 лет (36%), мужчины (28% против 16% среди женщин), жители сельской местности (36%) и россияне без высшего образования (27%).

Крайние позиции в отношении пользования тем иным видом оплаты демонстрирует шестая часть населения. Так, только безналичной оплатой пользуются 9% россиян, остальные 91% используют наличные хотя бы изредка. В свою очередь, только наличными расплачиваются 7% опрошенных.

Типичный портрет человека, который расплачивается исключительно наличными деньгами: житель села, без высшего образования, не работающий и оценивающий свое материальное положение как плохое.

Для большинства россиян сегодня оплата наличными является крайней мерой. 68% опрошенных говорят, что используют наличные деньги только тогда, когда нет возможности оплатить товар или услугу банковской картой или переводом.

Вторая типичная ситуация, при которой россияне используют наличные, – это когда человек совершает покупку в ларьке или палатке. В таких случаях нужна мелочь, и наличными деньгами, монетами, расплачиваются 34% россиян.

Третий распространенный повод для использования наличных денег – оплата общественного транспорта. 29% россиян предпочитают платить за проезд в автобусе, маршрутке или другом виде транспорта именно наличными.

Реже наличные деньги используют при расчетах с курьером (14%) или оставляя чаевые (12%).  

В целом россиян можно разделить на четыре группы по отношению к наличию при себе денег:

1)    те, у кого всегда есть с собой наличные деньги (32% опрошенных),

2)    те, кто чаще имеет при себе наличные, но вполне может выходить из дома и без них (31%),

3)    те, кто, напротив, чаще ходят без наличных и лишь изредка имеют их при себе (30%),

4)    те, у кого практически никогда не бывает с собой наличных (7%).

В подавляющем большинстве случаев (72%) сумма карманных денег жителей нашей страны не превышает 2000 рублей. 31% россиян обычно носят с собой не более 500 рублей, 41% – от 500 рублей до 2000 рублей.

Сумму свыше 2000 рублей носят 21% опрошенных (15% – от 2000 до 5000 рублей, 4% – от 5000 до 10000 рублей, 2% – свыше 10000 рублей).

Чаще всего наличные деньги россияне носят в классических кошельках, однако есть тенденция по сокращению их использования.

Так, активно пользуются кошельками 44% россиян, а более половины – 56% – не имеют кошелька вообще или имеют, но редко им пользуются.

Не имеют кошельков 16% россиян. Прежде всего, это мужчины (23% против 10% женщин), жители городов (17%) и представители старшей категории молодежи (20% среди опрошенных от 25 до 34 лет).

40% россиян имеют кошельки, но редко их берут с собой или редко ими пользуются (10% – всегда берут, но практически не пользуются; 19% – редко берут с собой; 11% – совсем не носят с собой кошелек, он просто лежит у них дома).  

Среди тех, кто не имеет кошелька или редко им пользуется, преобладают приверженцы безналичной оплаты товаров и услуг, для которых классический кошелек становится атавизмом или атрибутом прошлого. Подавляющее большинство из них (76%) заявляют о том, что раньше активно им пользовались. Четверть из них (24%) никогда раньше кошелька не имели.

Альтернативными кошельку местами для повседневного ношения наличных денег у россиян являются:

  • карманы одежды – каждый четвертый носит наличные в карманах одежды (25%),

  • карманы сумки – в них носит деньги каждый пятый (19%),

  • портмоне для банковских карт – в нем носит деньги каждый десятый опрошенный (11%).

Максим Грушко, заместитель руководителя управления аналитики и исследований Страхового Дома ВСК:

«Рынок FinTech в России динамично растет, с каждым годом увеличивается число россиян, предпочитающих банковские карты и различные платежные онлайн-сервисы для оплаты товаров и услуг. Одним из барьеров роста популярности цифровых платежей является боязнь людей потерять имеющиеся в банке деньги. Дополнительной гарантией сохранности средств является страхование банковских карт – соответствующий полис покрывает не только базовые риски, вроде утери или повреждения карты, но и мошеннические списания – например, когда данные карты были получены в результате фишинга или незаконных действий сотрудников торговых сетей»..

Анкетирование

Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.



Оставайтесь в курсе! 

Подписывайтесь на наши социальные сети:

 

* Рамблер. Финансы. Доля безналичных платежей в России по итогам II квартала превысила 77%. https://finance.rambler.ru/realty/49397196-dolya-beznalichnyh-platezhey-v-rossii-po-itogam-ii-kvartala-prevysila-77/
** Аналитический центр НАФИ. Платежное поведение россиян: динамика с марта по сентябрь 2022 года https://nafi.ru/analytics/platezhnoe-povedenie-rossiyan-dinamika-s-marta-po-sentyabr-2022-goda/
*** Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2023 г. Опрошены 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше из всех федеральных округов. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, федеральным округам и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
Скачать полное исследование
«У 72% россиян в «кармане» не более 2000 рублей»

Понравился материал?
Поделитесь им с коллегами и партнерами!

Похожие публикации

Россияне хуже работают из-за проблем с деньгами и готовы учиться финграмотности на работе
24 Декабря 2024
Каждый второй работающий россиянин (48%) регулярно сталкивается с финансовыми трудностями. 55% из них ощущают, что эти проблемы отражаются на профессиональной деятельности. 
Доля пользователей мобильного банка растет, но россияне становятся менее бдительными
4 Декабря 2024

За последние 6 лет значительно возросла популярность цифровых банковских сервисов. В 2024 году увеличилась доля пользователей мобильного банка (на 4 п.п. до 74%), который перетягивает к себе трафик из других каналов доступа. 

Сканирование QR-кода лидирует среди альтернативных способов безналичной оплаты
14 Ноября 2024

Сегодня подавляющее большинство (95%) жителей российских городов хорошо осведомлены об альтернативных способах оплаты в магазинах, помимо банковской карты и наличных. Наиболее известна оплата по QR-коду, которая «на слуху» у 86% потребителей. Когда-либо оплачивали покупки таким способом 53% опрошенных. При этом для более 80% респондентов важно иметь дополнительные персонализированные опции при оплате.

56% россиян считают себя экономными
12 Ноября 2024
Свыше половины жителей России (56%) считают себя экономными. Наиболее распространенными стратегиями экономии в быту являются покупка товаров по акциям (65%), сравнение цен на товар или услугу перед покупкой (60%), а также использование программ кешбэка (43%) и промокодов (35%). 

Используемые методы

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. Пожалуйста, будьте бдительны!